26.11.2015
Редакция Naked Science

Палеонтологи восстановили «промежуточное звено» эволюции длинных шей жирафов

Ученые впервые сложили длинную шею вымершего родственника жирафов. Изучив эти позвонки, они показали, что их строение является «промежуточным» между длинными шеями жирафов и короткими окапи.

samotherium

Сегодня семейство жирафовых ограничивается двумя родами и видами: помимо собственно жирафов к ним относятся и короткошеии окапи. Зато вымерших родов известно больше 20-ти, и заметное место среди них занимают самотерии (Samotherium major). При умеренно длинной шее они достигали в размерах нескольких метров и, видимо, были весьма распространены: останки их обнаруживаются сегодня на территории от Средиземного моря до Монголии.

Самотерии выглядят своего рода «промежуточным этапом» в развитии у «нормальных» жирафов их длинной (в среднем 2 м) шеи – вопрос, который до появления генетики и синтетической теории эволюции долго ставил биологов в тупик. Недавно команде палеонтологов во главе с Никосом Солуниасом (Nikos Solounias) удалось впервые собрать целиком весь шейный отдел позвоночника этого животного, соединив, как конструктор, «детали» из отдельных окаменелостей.

Как и у всех прочих млекопитающих, от китов до людей, у них всего семь шейных позвонков – но в итоге у самотерии их общая длина достигает 1 м. Сложив их и рассмотрев шею в деталях, авторы обнаружили целый ряд признаков, свидетельствующих о том, как происходило удлинение шеи. В частности, они показали увеличение и верхней, и нижней частей позвонков, описали признаки, роднящие шеи самотерий с жирафами и окапи. И, хотя самотерии нельзя назвать прямыми предками современных жирафов, авторы пишут, что «шея S. major, очевидно, представляет собой промежуточное звено между окапи и жирафами».