Огонь «подарил» людям туберкулез, – ученые — Naked Science

Огонь «подарил» людям туберкулез, – ученые

По мнению исследователей, причиной распространения такой болезни, как туберкулез, среди предков человека могло стать активное использование ими огня.

С результатами исследования можно ознакомиться в издании PNAS. Представляющий австралийский Университет Нового Южного Уэльса Даррен Карно (Darren Curnoe) и его коллеги смогли смоделировать появление и распространение туберкулеза среди предков человека. Главным виновником заболевания, согласно представленным выводам, является огонь, а если быть точнее, дым и пепел от костров.

Люди стали активно использовать огонь примерно 300–400 тыс. лет назад. Обогрев жилища, приготовление еды и отпугивание хищных животных – все это стало доступно человеку благодаря «ноу-хау». Однако вместе с очевидными выгодами огонь принес людям и новую проблему – эволюцию туберкулезной палочки с последующим ее проникновением в организм.

Предполагается, что туберкулез появился приблизительно 70 тыс. лет назад и стал настоящим бедствием для наших предков. Но как именно огонь способствовал распространению заболевания? По мнению ученых, в условиях закрытых помещений пепел и дым попадали в легкие человека, а это неизменно приводило к ослаблению иммунитета. Предположительный предок бактерии Mycobacterium tuberculosis, более известный как палочка Коха, мог воспользоваться этим фактором.

Ученые смоделировали ситуацию, в рамках которой одна группа людей знала секрет огня, в то время как другая «прозябала в невежестве». Как выяснилось, частота заражения была напрямую связана с освоением огня, и потому более «продвинутые» предки человека были больше подвержены заболеванию.

Туберкулез является широко распространенным в мире инфекционным заболеванием человека и животных, оно вызывается разными видами микобактерий группы Mycobacterium tuberculosis complex. Чаще всего заболевание поражает легкие, хотя в ряде случаев затрагиваются и другие органы.

Ученые также отмечают, что причиной появления туберкулеза стал не только ослабленный иммунитет, но и то обстоятельство, что люди проводили перед костром много времени вместе: это увеличивало шансы заразиться.