«Магматические блины» – «провиант» для мегаизвержений

Именно эти совсем не гастрономические объекты приводят к глобальным извержениям вулканов, выяснили ученые.

31 окт 2014 Ольга Фадеева Комментариев: 0
Геологи из России (Новосибирск), Франции (Париж) и Германии (Потсдам) исследовали магматические источники извержений, находящиеся под землей. В качестве «образца» ученые изучали озеро Тоба, под которым и обнаружили «магматические блины».

Специалисты задались вопросом – как же скапливается магма, необходимая для извержения вулкана Тоба, в недрах нашей планеты. Разумеется, такой интерес связан еще и с тем, чтобы понять, когда мегавулкан может проснуться снова.

Озеро Тоба – одно из самых крупных в мире вулканических озер. Его глубина составляет более 500 м, расположено озеро на острове Суматра (Индонезия). Считают, что водоем сформировался в кратере примерно 74 тыс. лет назад после катастрофического извержения вулкана Тоба. Этот супервулкан является крупнейшим на планете, именно с его мощным извержением многие исследователи связывают резкое сокращение численности наших предков – гоминид, а также многих других животных и растений той эпохи. В результате извержения в атмосферу выбросило 2,8 куб. км пепла, что и привело к снижению средних показателей температуры на планете на несколько градусов.

Для того чтобы ответить на эти вопросы, вблизи озера были установлены сейсмографы, они и помогли понять, какова же внутренняя структура «магматического блина» под водоемом.

Ученые сделали вывод, что скорость, с которой распространяются сейсмические волны под озером, может быть разной и зависит от направлений. Подобная анизотропия, как выяснилось, – это свидетельство горизонтального характера расположения слоев горячей магмы, расположенной под водоемом на глубине ниже 7 км.

Слоистая структура недр под озером Тоба / ©Ivan Koulakov

По мнению геологов, извержения вулкана Тоба как раз и может быть связана с постепенным накоплением магмы в подобных «магматических блинах».