01.01.2014
Редакция Naked Science

Интересные астрономические явления 2014 года

Какие астрономические явления увидят жители Земли в наступившем году.

Solar_eclipse_1999_4_NR

2014 год будет насыщенным в отношении прохождений комет и покрытий, но менее насыщенным и интересным – в отношении затмений. Особенно это коснется жителей России и СНГ, так как наблюдать на данной территории можно будет всего одно солнечное и одно лунное затмение, да и то – в восточной части России. В Европейской части страны нельзя будет наблюдать ни одного затмения. Но обо всем по порядку…

Первое в списке – лунное затмение, которое произойдет 15 апреля и будет длиться 1 час 19 минут. Полностью затмение увидят жители Южной и Северной Америки.

Самое длительное в XXI веке затмение, которое наблюдалось 22 июля 2009 года.

©flickr.com

Уже через 2 недели, 29 апреля, произойдет частное солнечное затмение, при котором Луна закроет Солнце только частично, и поэтому звезд не будет видно. Максимальной фазы (значение 0,984) затмение достигнет на территории Антарктики. Увидеть затмение смогут также жители Австралии (значение 0,6) и Тасмании (значение 0,7). Продлится затмение всего 6 минут.

Следующее затмение – полное лунное, которое произойдет 8 октября. На этот раз жителям восточной части России повезет больше. Затмение увидят жители Сибири, Приморья, Камчатки, Дальнего Востока, а также – Северной Америки, Австралии, Новой Зеландии и нескольких других островов Тихого океана. Затмение данное интересно тем, что во время полной фазы (значение 1,172) Луна покроет Уран.

Последнее затмение в списке – частное солнечное, с максимальной фазой 0,81. Произойдет оно 23 октября и повезет увидеть его опять же жителям восточной части России и Северной Америки.

Самым ярким астероидом в этом году будет Веста (ярче 6m) – один из самых крупных астероидов в главном астероидном поясе. Его блеск в апреле достигнет максимума и можно будет увидеть невооруженным глазом. Вторым по блеску астероидом будет Паллада (приблизительно 7m), который по размерам превосходит Весту и занимает первое место по размеру среди всех астероидов в главном астероидном поясе. Палладу можно будет увидеть уже в этом месяце. Среди остальных астероидов наиболее интересными будут Геба и Юнона (около 8m).

Некоторые источники по ошибке относят и Цереру к астероидам и включают его в список выше. Однако, Церера считалась астероидом начиная с 1802 года до 24 августа 2006 года, когда по результатам уточнения понятия «планета» Международным астрономическим союзом на XXVI Генеральной Ассамблее МАС Церера была отнесена к карликовым планетам.

Церера в видимом цвете. Снимок телескопа Хаббл.

Чем больше астероид, тем больше солнечного света он отражает. Однако яркость астероида сильно зависит от альбедо (характеристика отражательной (рассеивающей) способности поверхности) поверхности астероида, что в свою очередь определяется составом слагающих его пород. Например, астероид Веста из-за высокого альбедо своей поверхности отражает в 4 раза больше света, чем карликовая планета Церера и является самым заметным астероидом на небе, который иногда можно наблюдать невооружённым глазом.

Главный пояс астероидов (белый цвет) и троянские астероиды Юпитера (зелёный цвет).

Самыми яркими кометами будут 154P(P/Brewington), C/2011 W3 (Лавджоя), C/2012 X1 (LINEAR)C/2012 K1 (PanSTARRS) и C/2013 A1 (Макнота). Их блеск достигнет 12m. Список может меняться в зависимости от увеличения блеска ожидаемых и открытия новых комет.

Комета Лавджоя, Млечный Путь и башни Очень Больших Телескопов (VLT).