08.08.2014
Редакция Naked Science

Homo sapiens достиг Китая 100 тыс. лет назад?

Откуда пришел человек разумный, и когда повлияло расселение Homosapiens на генетическое разнообразие? Ученые предоставили новый взгляд на эти вопросы.

Pipestone-Excavation-20111

Считается, что вид Homo sapiens сформировался в  Юго-Восточной Африке примерно 200 тыс. лет назад, а первые люди покинули эту территорию 60 тыс. лет назад, расселившись по всему миру. Ученые находили и более ранние кости человекоподобных существ на других континентах, но все они были признаны тупиковой ветвью эволюции. Иными словами, Африка считалась и продолжает считаться единственной прародиной человека.

В пользу этой версии свидетельствует факт уменьшения генетического разнообразия коренного населения в зависимости от отдаленности от африканского континента. По мнению ученых, генетическое разнообразие сокращалось по мере расширения ареала обитания человека.

Но официальная точка зрения науки оспаривается некоторыми специалистами. Ученые Кристофер Бай (Christopher Bae) из Гавайского университета в Маноа и Вей Вонг (Wei Wang) из Музея национальностей Наньнина вместе со своими коллегами описали два зуба, найденных в пещере Луна, которая находится в Гуанси-Чжуанском автономном районе КНР.

Пропорции найденных зубов говорят о том, что как минимум один из них, возможно, принадлежал раннему виду Homo sapiens. Судя по образовавшимся кристаллам кальцита, возраст найденных зубов может достигать 125 тыс. лет. Однако пока нет возможности доподлинно установить принадлежность зубов человеку разумному.

Находки на территории КНР, а также в других уголках мира можно объяснить более ранним исходом Homo sapiens с территории черного континента. Считается, что он мог начаться 130 тыс. лет назад. Впрочем, в научном мире версия о раннем исходе до сих пор является уделом меньшинства. Большинство же ученых остаются приверженцами классической науки.