Ученые впервые превратили клетки кожи в лейкоциты

Американским ученым удалось трансформировать клетки кожи человека в моноциты, борющиеся с инфекциями в организме. Новый метод клеточной переквалификации прост и занимает относительно мало времени, что сулит внушительные перспективы в медицине.

11 сен 2014 Олег Овечкин Комментариев: 0

Открытие совершила команда биологов из Института Солка в США под руководством Хуана Карлоса Исписуа Бельмонте (Juan Carlos Izpisua Belmonte). Им удалось разработать и применить совершенно новый метод функциональной переквалификации клеток.

Разработанный метод, по словам ученых, довольно прост, занимает мало времени и вызывает меньше осложнений по сравнению с уже распространенными способами, включающими превращение клеток в индуцированные плюрипотентные стволовые клетки.

В частности, новая методика занимает всего две недели, не приводит к развитию опухолей, а клетки, полученные в результате, лучше приживаются.

Мы заставляем клетки кожи забыть, чем они являются, а затем говорим, чем им следует быть – в данном случае, лейкоцитами. Для осуществления этого процесса – стирания клеточной памяти и внедрения нового направления развития – нужны всего лишь две биомолекулы.

- Игнасио Санчо-Мартинез (Ignacio Sancho-Martinez), Институт Солка

Методика называется Indirect Lineage Conversion и уже была испытана ранее – ученые продемонстрировали, что она может использоваться для создания клеток, из которых состоят сосуды.

Сначала ученые вызвали в фибробластах (клетках соединительной ткани), выделенных из кожи человека, повышенную экспрессию белка SOX2, который и стер память клеток о своем первичном назначении, превращая их в плюрипотентные клетки.

Затем исследователи использовали молекулу микроРНК, известную как miR-125b, чтобы внушить «обезличенным клеткам», что они – моноциты, разновидность лейкоцитов, которая участвует в борьбе организма с инфекциями. Дальнейшая трансформация показала, что новые «моноцитоподобные» клетки способны к фагоцитозу (основной функции моноцитов по защите организма от чужеродных и вредоносных частиц), а также хорошо приживаются при трансплантации.

Потенциально эта методика способна заставить переквалифицироваться клетку в одну из более чем 200 специальностей, что вкупе с простотой и сравнительной быстротой метода может иметь большие перспективы в медицине.

В данный момент ученые готовятся к доклиническим и клиническим испытаниям.

Более подробно об исследовании ученых можно прочитать в их статье, опубликованной в журнале Stem Cells.

Аватар пользователя Владимир Дзювин
Вода, выталкивающей силой, поставила человека на ноги.
Аватар пользователя Елькин Владимир