17.06.2014
Редакция Naked Science
1 783

«Птица счастья» вымерла

На примере странствующего голубя, который своим синевато-сизым окрасом напоминал птицу счастья, ученые показали, как человек и природа истребляют отдельные виды.

Ectopistes_migratoriusFCN2P29CA
©Wikipedia / Автор: Godefridus Victorinus

Еще двести лет назад численность странствующих голубей (Ectopistes migratorius) исчислялась несколькими миллиардами. Но вид ждала драматичная судьба – голуби вымерли из-за популяционных волн и устроенного людьми геноцида. К такому выводу пришли ученые с Тайваня.

Между тем, с научной точки зрения вполне объяснимы ситуации, когда в одном небольшом регионе вымирает отдельный вид, или когда число представителей вида настолько мало, что не способно восполнить умирающее поколение. Ни то, ни другое никоим образом не касается странствующего голубя, который обитал на огромнейших территориях от североамериканских лесов, Северной Каролины и до юга Канады. Зимой птицы долетали до самого Мексиканского залива, до Бермудских островов и даже до Европы. О том, в какие гигантские стаи собирались птицы можно судить по описанию американского орнитолога и художника-анималиста Джона Джеймса Одюбона:

Я спешился, уселся на возвышении и начал отмечать карандашом каждую пролетавшую мимо меня стаю. Вскоре я нашел это занятие совершенно бессмысленным – голубей было столько, что я сбился со счета. Голуби буквально наполняли небо – дневной свет померк, как при солнечном затмении. <…> Перед закатом я доехал до Луисвилля – это около 55 миль. Голуби все еще продолжали лететь в бесчисленном количестве. С небольшими перерывами они летели еще три дня подряд.

Джон Джеймс Одюбон, американский орнитолог, художник-анималист

Этих голубей было такое количество, что на них не запрещалась и охота, причем, самая варварская и массовая. Птиц истребляли европейские колонизаторы, которые стреляли в них из ружей, сбивали палками и камнями, поджигали серу под деревьями, где птицы устраивались на ночлег, разоряли огромные гнездовья, ловили птиц десятиметровыми сетями. Более того, вскоре охота была поставлена еще шире, поскольку голуби стали использоваться в качестве дешевой пищи для рабов.

За один только 1851 год из Нью-Йорка по железной дороге в другие города были отправлены почти 2 млн тушек странствующих голубей. Цена голубей была смехотворной – от 31 до 56 центов за дюжину. Только в штате Мичиган за 1879 год было истреблено около 1 млрд этих птиц.

Голубь Марта

©Published figures and plates of the extinct passenger pigeon

Последний дикий странствующий голубь был убит в 1899 году. Последняя «одомашненная» особь этого вида голубей – Марта – умерла в зоологическом саду в американском Цинциннати позже, ровно сто лет назад – в 1914 году.

Неудивительно, что до последнего времени считалось: единственной причиной вымирания голубя стала деятельность человека. Роль же популяционных волн (естественных колебаний численности) просто не была исследована.

Но, как считают некоторые биологи, столь многочисленный вид не мог быть истреблен за несколько десятилетий, если бы на это не оказывали влияния и другие факторы, помимо человека. Проверить это решили ученые с Тайваня под руководством Шоу Сянь-Лэ. Ученые обратились в музеи за образцами ДНК вымерших птиц. В результате полученные данные позволили покрыть от 50 до 75% генома каждого голубя.

Насколько нам известно, это самая длинная и качественная последовательность ДНК из всех когда-либо полученных для вымерших летающих видов.

Тайваньские исследователи

Когда ученые сравнили геномы странствующих голубей между собой и с геномом близкородственного вида, домашнего голубя, они заметили, что внутривидовые различия у вымерших птиц были невелики. При этом минимальный размер популяции, который необходим для успешного существования вида, мало отличался от такового для других видов птиц, гораздо менее многочисленных.

В итоге, рассчитанный минимальный размер популяции оказался намного ниже того, который наблюдался в XIX веке. Как предполагают исследователи, это можно объяснить лишь тем, что странствующие голуби могли переживать резкие колебания численности, усиленно размножаясь во время пиков таких колебаний. Подобным поведением отличается, например, австралийская перелетная саранча или мексиканская кобылка. Последние, как известно, то появляются в огромных количествах и уничтожают все посевы, то практически исчезают.

Самец Ectopistes migratorius