Домашние животные не должны питаться, как мы
Почему?
11.06.2015
Редакция Naked Science

Астрономы увидели ранний этап зарождения туманности-бабочки

Ученые впервые стали свидетелями смерти звезды, которая стала началом образования туманности-бабочки.

Исследователи Европейской южной обсерватории смогли впервые увидеть начальную стадию формирования биполярных туманностей, которые из-за формы также называют бабочками. Она была обнаружена при наблюдении ближайшего к Земле красного гиганта – звезды L2 Puppis, которая находится на расстоянии около 200 световых лет.

Сейчас жизнь L2 близится к завершению. Рассмотреть ее в видимом спектре ученые смогли при помощи приемника SPHERE, установленного на Очень Большом Телескопе (VLT). Он позволил увидеть менее четкие и яркие структуры, в частности, структуру пылевой оболочки красного гиганта. Построив при помощи SPHERE трехмерную модель пылевого диска, исследователи обнаружили ее воронкообразную форму, а также смогли рассмотреть звезду-компаньона L2 – еще одного красного гиганта, удаленного от нее на 300 млн км (расстояние, в два раза превышающее удаленность Земли от Солнца).

Именно эти два условия – наличие звезды-компаньона и большого количества пыли вокруг заканчивающей свой жизненный путь звезды – являются необходимыми для формирования биполярной туманности. Однако для ее образования необходимо также дополнительное стечение ряда обстоятельств.

Помимо всего прочего, ученые обнаружили также «конусы» веществ с газовым шлейфом посередине. Они, вероятно, являются результатом взаимодействия звездных ветров, светового давления или иного фактора – с этим ученым еще предстоит разобраться. Возможно, именно эти конусы станут еще одним фактором образования туманности-бабочки.

«Учитывая, что период обращения звезды-компаньона в тесной двойной системе L2 Puppis составляет всего несколько лет, мы рассчитываем увидеть, как влияет эта звезда на форму диска вокруг красного гиганта. Мы, вероятно, сможем проследить эволюцию пылевых структур вокруг центральной звезды в реальном времени, что представляет собой крайне редкую и многообещающую возможность», – подвел итог глава исследовательской группы Пьер Карвелла.