06.12.2016
Редакция Naked Science

Астрономы уточнили размеры пылинок, из которых образуются планеты

Наблюдая за протопланетным облаком вокруг молодой звезды, ученые смогли установить размеры его частиц – пылинок, из которых вскоре сформируется планетная система.

pia20645_main

В статье, опубликованной журналом Astrophysical Journal Letters, ученые сообщают о наблюдениях за звездой HD 142527, которые были проведены на расположенной в Чили радиообсерватории ALMA. Звезда находится всего в 500 световых годах от нас, и возраст ее оценивается всего-навсего в 5 млн лет (на Земле тогда уже давно вымерли динозавры и вовсю шло развитие предков человека), и у нее лишь начала формироваться система планет.

Чтобы выяснить размеры частиц газопылевого диска, которые окружают звезду и мало-помалу складывают все более крупные образования, ученые использовали частичную поляризацию проходящих сквозь это облако радиоволн. От предыдущих она отличается на порядок: по новым данным, их величина составляет в среднем всего 150 мкм.

Прежде такие работы опирались на рассеяние излучения, проходящего через газопылевые облака, упрощенно представляя частицы сферическими. Авторы новой работы могли обойтись без этого упрощения, поэтому свою оценку считают более надежной. И если это так, то астрономам придется пересмотреть многие взгляды на массу протопланетных дисков и процессы, которые развиваются в них.