Ольга И.
5 284

Различные типы собак существовали уже 11 тысяч лет назад

4.2

Международная команда ученых провела анализ ДНК останков древних собак и выяснила, что 11 тысяч лет назад существовало по крайней мере пять типов собак.

Различные типы собак существовали уже 11 тысяч лет назад / ©www.zastavki.com / Автор: Sycophanta Duccius

Работа опубликована в журнале Science. Домашние собаки произошли от общего с современными серыми волками предка — и те, и другие относятся к семейству псовых или канид (Canidae). Генетическая дивергенция волка и собаки произошла, по разным данным, примерно от 20 до 40 тысяч лет назад, а собственно одомашнивание — более 15 тысяч лет назад.

Разумеется, этот процесс случился не в одночасье, а начался со времени совместного существования предков собак и людей. Собаки — точнее, их волкоподобные предки — самые древние животные — компаньоны человека: они сопровождают людей уже более 30 тысяч лет.

Ученые из разных стран, в том числе из Института археологии РАН, Северо-Восточного федерального университета, Музея ледникового периода, Томского государственного университета, Зоологического института РАН (Россия), а также из Института Фрэнсиса Крика, Оксфордского (Великобритания) и Венского (Австрия) университетов, секвенировали древнюю ДНК 32 особей собак, часть из которых датируется 11 тысячами лет назад. Останки происходили из Европы, Сибири и с Ближнего Востока — исследователи работали с музейными образцами.

Ученые выяснили, что до того момента, как были одомашнены все другие животные, существовало как минимум пять различных типов собак с разными генетическими предками: из Леванта, Карелии, Прибайкалья, Америки и Новой Гвинеи. Эти пять линий, возникших более 11 тысяч лет назад, представляют большее разнообразие, чем специалисты идентифицировали до этого.

Позже эти типы перемешивались между собой и перемещались, в результате чего «получилась современная собака». Дело в том, что во время миграций люди почти всегда брали собак с собой. Об этом также свидетельствуют данные генетики. Впрочем, иногда человеческие популяции сменяли друг друга, а собаки — нет. Как предполагают ученые, это объясняется тем, что собаки могли быть ценным товаром для торговли.

Долгое время динозавров считали неповоротливыми холоднокровными животными, наподобие ныне живущих рептилий. Однако современная наука установила близость динозавров к птицам, которые, как и млекопитающие, относятся к эндотермным (теплокровным) организмам. Теперь новое исследование показало, когда именно некоторые динозавры могли приобрести способность поддерживать постоянную температуру тела.

У Марса и Солнца есть сходство: условия в ионосфере планеты, особенно над областями сильных остаточных магнитных полей, похожи на условия в короне светила. Ученые предполагали, что это может приводить к объемным выбросам на Красной планете вроде корональных выбросов на Солнце. И вот впервые им удалось засечь следы такого события.