Найдены свидетельства состояния, похожего на зимнюю спячку, у животных возрастом 250 миллионов лет — Naked Science

Американские ученые обнаружили в останках листрозавра, обитавшего на территории современной Антарктиды 250 миллионов лет назад, свидетельства того, что он впадал в состояние, напоминающее зимнюю спячку у современных животных.

Реконструкция внешнего облика листрозавров / ©cs7.pikabu.ru

Исследование опубликовано в журнале Communications Biology. Зимняя спячка, или по-научному гибернация, — привычное состояние для современных животных, особенно для тех, которые обитают рядом с полярными регионами, чтобы пережить холода и полярные ночи, расходуя при этом минимум энергии. Однако во времена триаса климат был сухими и теплым, а в начале периода погодные условия в северных и южных регионах вообще мало различались и были примерно одинаковыми по всему земному шару.

Поэтому листрозавр (Lystrosaurus) — дальний родственник млекопитающих, живший в раннем триасе, 250 миллионов лет назад, на территории современной Антарктиды — был вполне «тропическим» животным. Ведь замороженный ныне континент в те времена был покрыт растительностью. Впрочем, как и сегодня, Антарктида (точнее, кусок Пангеи, в который входил этот материк, ныне существующий отдельно) тех времен находилась по большей части в пределах Южного полярного круга, поэтому там тоже были полярная ночь и колебания температуры, вызванные отсутствием солнечного света.

Листрозавры представляли собой довольно крупных существ, в среднем размером с современных свиней, распространенных по всему миру. Эти приземистые и коренастые животные не имели зубов, зато обладали парой крепких клыков, которыми, вероятно раскапывали корешки и прочую съедобную растительность. Окаменевшие остатки этих клыков и исследовали ученые из Вашингтонского университета и Музея естественной истории и культуры имени Бёрка (США).

Как и бивни слонов, клыки листрозавров росли на протяжении всей их жизни, поэтому поперечные сечения могут содержать информацию о метаболизме, росте, стрессах или голодных периодах. Чтобы взглянуть на историю жизни этих существ, ученые сравнили поперечные срезы клыков шести листрозавров, обитавших на территории современной Антарктиды, с клыками четырех таких же особей, но живших на территории нынешней Южной Африки.

И те и другие образцы показывали схожую картину в отношении роста, однако в окаменелостях из Антарктиды была одна особенность: плотно расположенные толстые годовые кольца, которые, по мнению исследователей, указывают на периоды длительного стресса животного. «Ближайший аналог маркеров стресса, которые мы увидели на клыках антарктических листрозавров, — это следы напряжения на зубах, связанные с зимней спячкой у некоторых современных животных», — говорит ведущий автор исследования и научный сотрудник Гарвардского университета Меган Р. Уитни.

Конечно, об окончательных выводах, что листрозавры в Антарктиде переживали гибернацию, говорить пока рано. Тем более и форма этого “оцепенения” вряд ли была аналогичной зимней спячке, которую переживают современные животные. Ученые говорят лишь о состоянии, похожем на спячку: например, когда в организме наблюдается замедление метаболизма. Для уточнения выводов необходимы дополнительные исследования. Между тем, как сообщают палеонтологи, их находка стала старейшим подтверждением похожего на зимнюю спячку состояния у животных.