Эксперты о квантовых компьютерах
26.07.2013
Редакция Naked Science

Где кончается небо?

Посмотрите наверх. Там — небо. Астрономически говоря, космос начинается сразу за тонким слоем атмосферы. Это несложно заметить, глядя на Землю с орбитальной высоты. Но как далеко до космоса? Где заканчивается то, что мы называем небом?   Космос определяется точкой, в которой заканчивается атмосфера Земли и начинается космический вакуум. Как вы легко можете догадаться, такое субъективное...

howhighisspa

Космос определяется точкой, в которой заканчивается атмосфера Земли и начинается космический вакуум. Как вы легко можете догадаться, такое субъективное определение приводит к тому, что люди активно спорят на тему того, где конкретно начинается космос.

Первое официальное определение космоса вывел Национальный консультативный комитет по аэронавтике (предшественник NASA): космос — это там, где атмосферное давление меньше одного фунта на квадратный фут. 424 грамма на 0,3 квадратных метра.

На этой высоте переставали работать самолеты — примерно 81 километр от земли. Любой летчик-испытатель или астронавт NASA, пересекающий эту высоту, награждался «крыльями» астронавта.

Вскоре после появления этой дефиниции, аэрокосмический инженер Теодор фон Карман подсчитал, что на высоте более 100 км атмосфера должна быть настолько тонкой, что летательным аппаратам придется двигаться с первой космической скоростью, чтобы перевозить грузы. А это уже из области космонавтики. Позже эта высота была принята как «линия Кармана» Всемирной федерацией воздушного спорта.

Когда Феликс Баумгартнер побил рекорд самого высокого свободного падения в 2012 году, он прыгнул с высоты 39 километров, то есть, не достигнув даже половины пути к космосу (по определению NASA).

Но атмосфера Земли уходит далеко в космос.

Даже во время вращения на высоте более 400 километров или выше, Международной космической станции требуется постоянное ускорение — трение об атмосферу замедляет. Спутники на более высокой орбите могут десятки или сотни лет летать без снижения скорости.

Внешняя атмосфера Земли, также известная как экзосфера, простирается на высоту 10 000 километров над планетой. Назвать это атмосферой достаточно сложно, но здесь намного больше частиц газа, чем в межпланетном пространстве.