Яд скорпиона запустит лекарство в мозг

Яд скорпиона запустит лекарство в мозг

Ученые из Барселоны разработали необычный способ доставки лекарственных препаратов прямо в мозг — он основан на яде скорпиона.

1-scorpionveno1

Институт биомедицинских исследований в Барселоне опубликовал в журнале Chemical Communications статью, в которой описано использование пептида, выведенного из хлоротоксина в яде скорпиона, для доставки медикаментов через гемато-энцефалический барьер (ГЭБ). Этот барьер защищает мозг от токсичных веществ, но и не пропускает множество потенциально полезных препаратов.

«Около 98 процентов лекарств, которые могут иметь терапевтическое применение, нельзя использовать из-за того, что они не способны пересечь этот барьер», — объясняет глава лаборатории Эрнест Гиральт.

Исследователи смогли химически синтезировать хлоротоксин и несколько его аналогов, сохранивших некоторые свойства оригинального пептида. Они изучили работу этих соединений в клеточных моделях ГЭБ и продемонстрировали, что пептид MiniCTX3 может переносить соединения через ГЭБ с очень высокой степенью эффективности.

Подобно тому, как традиционная медицина использует натуральные продукты вроде растений и цветов для лечения различных заболеваний, исследователи искали вдохновение в яде, нацелившись на определение пептидных «челноков».

«Наша цель — сделать так, чтобы лекарства попадали в мозг. Чтобы достичь это, мы связываем их с пептидами, специально разработанными для пересечения ГЭБ. Преобразование этих препаратов в челноки повысит их эффективность», — говорит соавтор исследования Мерикель Тейсидо (Meritxell Teixidó).

«Существует всего две или три группы в мире, которые занимаются челночными пептидами. Мы работаем над несколькими стратегиями, одна из которых — яды», — объясняет Гиральт.

В предыдущих исследованиях ученые разработали челночный пептид, способный пройти через ГЭБ, вдохновившись пептидом из пчелиного яда — апамином.