Степень тяжести астмы у детей связали с микробиомом верхних дыхательных путей — Naked Science
София Жаботинская

Степень тяжести астмы у детей связали с микробиомом верхних дыхательных путей

Останется астма в ремиссии или обострится, можно предсказать по тому, какие микробы преобладают в носоглотке.

Обструкция (сужение просвета) бронхиолы у человека с астмой
Обструкция (сужение просвета) бронхиолы у человека с астмой / © Yale Rosen

Исследователи из Медицинской школы Вашингтонского университета в Сент-Луисе обнаружили связь между обострениями астмы у детей и изменениями в составе микробного сообщества их верхних дыхательных путей. Статью об этом авторы опубликовали в журнале Nature Communications.

Изначально ученые проводили исследование, чтобы определить, насколько эффективно при лечении детей увеличивать дозу кортикостероида для снятия спазма. Протестировав 214 детей в возрасте 5-11 лет, авторы статьи не обнаружили пользы в увеличении дозы, однако, рассматривая взятые образцы слизистой, нашли закономерность. Оказалось, на частоту и тяжесть приступов влияет то, какие микроорганизмы и в каком количестве там обитают. Более того, по микробиому можно предсказать, ухудшится ли течение болезни в скором времени.

Согласно оценке Всемирной организации здравоохранения, более 235 миллионов человек в мире страдают от бронхиальной астмы, а среди детей это самое распространенное хроническое заболевание. Учитывая это, а также рост числа больных, поиск новых способов диагностики и лечения очень важен.

При анализе образцов обнаружилось, что у детей, у которых появились признаки того, что их астма снова вот-вот разыграется, с большей вероятностью находили бактерии Staphylococcus, Streptococcus и Moraxella. У детей-астматиков в периоде ремиссии преобладали бактерии Corynebacterium и Dolosigranulum.
При этом, если микробное сообщество дыхательных путей ребенка переходило от преобладания «хороших» бактерий Corynebacterium и Dolosigranulum к доминированию бактерий Moraxella, то риск ухудшения симптомов астмы был максимальным, по сравнению с детьми, в чьих микробиомах происходили любые другие изменения. Ученые отмечают, что эти изменения случаются довольно быстро.

«Интересно узнать, что паттерн изменения микробиома может играть важную роль в обострении астмы. Мы планируем будущие исследования, чтобы изучить эту возможность», — говорит первый автор работы, доктор Яньцзяо Чжоу.

Ученые отмечают, что их исследование не может ответить на вопрос, действительно ли рост одних микроорганизмов и подавление других стало причиной астматических приступов либо это сопутствующие друг другу процессы.

Однако они полагают, что их исследование повышает шанс обнаружить такую обусловленность, и планируют в ближайшее время провести новые изыскания, специально направленные на установление причинно-следственной связи (или ее отсутствия). Кроме того, параллельно предполагается проверить, что будет, если изменять баланс «хороших ребят» и «плохих парней», и может ли увеличение числа одних и снижение других стать основой еще одного направления терапии астмы.

Ранее ученые из Израиля доказали, что при беременности у будущих матерей возрастает количество кишечных бактерий, а исследователи из США установили, что пассивное воздействие электронных сигарет наносит серьезный вред детям-астматикам.

Эксперименты археологов помогли понять, как древние люди использовали различные типы факелов и каменных ламп на животном жире.