InSight установил защитный купол над сейсмометром - Naked ScienceNaked Science
5 февраля
Naked Science

InSight установил защитный купол над сейсмометром

Этот барьер защитит устройство от ветра и перепада температур.

В декабре прошлого года Космическое агентство сообщило об установке сейсмометра SEIS (Seismic Experiment for Interior Structure) на поверхность Марса и даже поделилось фотографиями процесса. Сейчас NASA опубликовало отчет, в котором рассказало об установке щита над сейсмометром.

Щит под названием Wind and Thermal Shield модуль InSight установил 2 февраля. Он защитит SEIS от воздействий ветра и перепада температур. Сейсмометр будет фиксировать вибрации в коре, которые, вероятно, расскажут о внутреннем строении планеты, а ветер мог бы исказить данные. Форма купола выполнена с учетом аэродинамики, поэтому любые порывы ветра будут сильнее прижимать его к земле, не давая перевернуться. Нижнюю часть огибает «юбка» кольчужного плетения, утепленная термопокрытием. Она легко садится на любую поверхность и способна принимать форму неровного рельефа.

Куда большую опасность для сейсмометра представляет температура. Она может сжимать или расширять внутренние части аппарата. В районе нагорья Элизиум — там, где приземлился InSight — разница в перепадах температур может достигать 94 градусов Цельсия в течение суток. По словам ведущего исследователя в команде InSight Брюса Банердта (Bruce Banerdt), именно температура стала для инженеров одной из главных проблем.

На нашей планете сейсмометры обычно помещают под землю на глубину чуть больше метра в специальном хранилище — это способствует поддержанию стабильной температуры. На Марсе InSight не мог прорыть такую глубокую яму, поэтому инженеры включили защитные меры в сам сейсмометр и его купол.

Титановая сфера / ©IPGP/SODERN/CNES/Piraud

Щит — лишь первая мера предосторожности. Вторая — устройство аппарата. Его внутренняя часть герметизирована в вакууме внутри титановой сферы. Сфера заключена в изолирующий контейнер шестиугольной формы. Именно он появлялся на всех предыдущих фотографиях. Стенки этой оранжевой коробки пористые и способны задерживать воздух, не давая ему двигаться дальше.

Теперь, когда купол установлен, инженеры могут приступать к следующему этапу — установке электромеханического бура HP3. Ее планировали провести в конце января, но в итоге перенесли на середину февраля.

Ранее работники Jet Propulsion Laboratory (JPL) опубликовали аудиозапись марсианских ветров, которые зарегистрировал посадочный модуль InSight. Она стала первой возможностью для человека услышать, как звучит Марс.

Белково-углеродные молекулы слизистой оказались способны активно нейтрализовать потенциально опасные бактерии, регулируя состав своей микрофлоры.

17 октября, в 03:41 (мск), должен состояться запуск ракеты Electron, которая выведет на орбиту спутник компании Astrodigital. Трансляцию вы сможете посмотреть на нашем сайте.