Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В ТюмГУ выяснили, что произведения Лавкрафта вышли за рамки литературы
Лавкрафтиана превращается в многоаспектную торговую марку, франшизу, считают философы ТюмГУ. Это делает невозможными ее исследования только в рамках одной дисциплины.
«При жизни Говард Лавкрафт (1890- 1937) был признан небольшим кругом интересующихся «странными историями», но благодаря деятельности этого круга после смерти к нему пришла всемирная известность, — рассказывает доцент кафедры философии Тюменского государственного университета Ирина Пупышева. — Американский писатель и журналист работал в жанрах ужасов, мистики, фэнтези и научной фантастики, совмещая их в оригинальном стиле. Его творчество уникально настолько, что произведения Лавкрафта выделяются в отдельный поджанр: так называемые лавкрафтовские ужасы».
«Наследие ужаса» не осталось беспризорным: академические теории постоянно сопровождают разрастающиеся смыслы. «Бренд развивается в соответствии с законами экономической успешности, а не литературоведческих традиций, — говорит философ. — Выпускаются сборники рассказов межавторского цикла, посвященные миру Ктулху, видео- и настольные игры, мобильные игровые приложения, экранизации и киноистории по мотивам. Регулярный выпуск антологий по миру, монстрам и культам Лавкрафта продолжает развивать и дополнять вселенную».
Любопытным скрепляющим для франшизы (известного бренда, разрешающего другим пользоваться своим именем) элементом становится сама личность писателя, вдохновляющая на литературные вариации, дополняющие часто сверхъестественную мифологию и мифом о ее сверхъестественном происхождении. Ведущая роль в изучении и продвижении Лавкрафта сегодня признается завидным литературным критиком, ведущей фигурой в изучении творческого наследия авторов в жанре ужасов и фантастики Сунандом Джоши. А его биографические исследования заявляются как окончательные.
«Еще одной тенденцией, формирующей образ писателя и расширяющей границы лавкрафтианы, становится публикация его переписки. Издание писем открывает новые роли Лавкрафта в творчестве его соавторов в новом свете: письма, например, представляют Лавкрафта в роли «литературного негра» (за вознаграждение пишущего тексты за других), но чаще он берет на себя роль редактора. В итоге мы имеем дело с пересечением биографического, исследовательского, издательского и писательского подходов в одном литературном бренде — и это придает ему налет академичности», — поясняет Ирина Пупышева.
Общее стремление к тематической инвентаризации информации в Сети привело к появлению внушительных энциклопедических ресурсов по художественному миру Лавкрафта. Появляются разноплановые переходы и совмещения: к примеру, с миром Шерлока Холмса лавкрафтиану связывает полноценный сборник рассказов. Лавкрафтиана выходит далеко за границы рассказов писателя и за границы собственно литературы. Она оказывается принципиально открытой для продолжений, стилизаций и вариаций.
Cвое исследование тюменский философ построила на анализе рассказов как Лавкрафта, так и его последователей (А. Дарлета, С. Джоши и других), биографических описаний мэтра, журнальных выпусков, посвященных работам, так или иначе связанным с Лавкрафтом. «Происходит постоянный пересмотр того, что определяет принадлежность произведения лавкрафтиане. Она становится особенно притягательна для критики, рефлексии и творческого продолжения, в которые с интересом включаются не только литературоведы, но и представители геймстади, социологи, антропологи и философы», — заключила Ирина Пупышева.
Насколько счастливым нужно быть человеку, чтобы это начало благоприятно сказываться на продолжительности жизни? Ученые определили минимальный уровень субъективного ощущения благополучия, или счастья, преодолев который, оно становится фактором, позитивно влияющим на здоровье населения страны.
В далеких холодных просторах Солнечной системы, между орбитами Сатурна и Урана, разворачивается редкое космическое представление. Таинственный объект под названием Хирон меняет свой облик. Астрономы фиксируют уникальный процесс — активную эволюцию его колец. Ничего подобного в таком масштабе ученые не наблюдали ранее.
Стремительное развитие искусственного интеллекта (ИИ) стало одним из ключевых факторов, определяющих глобальную технологическую и экономическую повестку. Для России, стремящейся занять достойное место в числе лидеров цифровой трансформации, ИИ представляет собой одновременно и огромную возможность, и серьезный вызов. Вопрос о том, является ли он двигателем прогресса или источником новых угроз, не имеет однозначного ответа, поскольку обе эти ипостаси тесно переплетены в современной реальности.
В густой оранжевой дымке Титана, где температура опускается до минус 180 градусов Цельсия, происходят невозможные по земным меркам химические реакции: молекула циановодорода (HCN), рожденная в атмосфере из азота, метана и этана, могла сформировать кристаллы, объединяющие вещества противоположной природы.
Первый официальный документ, описывающий принцип действий в случае возможного контакта с внеземной цивилизацией, был принят Международной академией астронавтики (IAA) в 1989 году. С тех пор декларацию неоднократно пересматривали, а ее обновленную версию, адаптированную под реалии XXI века, ученые разработали совместно с участниками проекта по поиску инопланетян SETI.
Число несущих их клеток не просто увеличивается, механизм отбора связан с эволюционным преимуществом половых клеток. Узнать об этом помог улучшенный метод секвенирования ДНК.
Согласно новой гипотезе, сознание возникает не только из-за активности нейронов, но и благодаря физическим процессам — электромагнитным полям от движения жидкости в мозге. Эта модель, как и ее предшественники, пока носит теоретический характер, но предлагает нестандартный взгляд на проблему синхронизации работы разных отделов мозга.
Археологи Института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН), при поддержке фонда «История отечества» в ходе раскопок обнаружили на всемирно известной стоянке каменного века Костенки-17 в Воронежской области редчайшие украшения из зубов песца и окаменелой раковины, а также уникальный для этого времени нуклеус из бивня мамонта для снятия заготовок.
Экспедиционное судно «Эндьюранс» более века называли самым прочным деревянным судном, когда-либо построенным человеком. Но находка, сделанная на дне моря, и изучение старых писем раскрыли неприятную правду. Легендарный «Эндьюранс» Шеклтона вовсе не был непобедимым левиафаном. Напротив, он имел фатальные недостатки, а капитан знал об этом еще до того, как ушел в роковое плавание к берегам Антарктиды.

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии