Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В ТюмГУ проанализировали юридические обоснования для жизни киборгов
Киборги современной эпохи снабжены протезами для различных целей, начиная от медицинской необходимости и заканчивая добровольным самосовершенствованием. Киборгов «конструируют» не только для оснащения имплантатами и устройствами для восстановления утраченных функций, но и в некоторых случаях для повышения их производительности, способностей и навыков — когнитивных, сенсорных или физических. Все это требует юридического регулирования для защиты людей, у которых таких способностей нет. Специалисты из Тюмени, Свердловской области и Туркменистана изучили опыт других стран в вопросах внедрения кибертехнологий.
По мере того, как человечество совершенствует использование технологий, которые могут заменить части биологического организма теми, которые содержат механические или электронные компоненты, возникают важные юридические и политические вопросы. Так успешная имплантация устройств в человеческое тело может привести к появлению новых когнитивных и двигательных способностей — возникновению нового класса людей. Несомненно, этот новый класс с экстраординарными способностями потребует и новой правовой реакции.
Однако возникает вопрос, какие юридические права могут быть предоставлены этим людям, учитывая, что они — отчасти машины. Следующие юридические аспекты имеют первостепенное значение: юридические права и обязанности киборгов; регулирование доступа к нейропротезам третьих лиц; ограничение, незаконное использование поражающих возможностей киборгов.
Исследователи рассмотрели ряд законов и постановлений различных юрисдикций США, Европейского Союза, Южной Кореи и Китая, которые применяют кибертехнологии с особым вниманием к правовой доктрине. Статья «Правовое регулирование технологически совершенствованных людей в США и Китае» Виктора Морозова (заведующего кафедрой уголовно-правовых дисциплин ИГиП ТюмГУ), заместителя прокурора Свердловской области Вадима Чукреева, специалиста РУДН (Ашхабад, Туркменистан) Дины Ризаевой вышла в юридическом журнале BRICS.
Надо сказать, что ученые и политики уже работают над проблемой правового регулирования кибертехнологий. Например, определили термин «киборг-технология» — это такая технология, которая интегрируется в человеческий организм, и которая не только восстанавливает утраченные функции, но также увеличивает анатомические, физиологические и информационные возможности тела.
Она включает в себя все — от медицинских имплантатов (например, кардиостимуляторов) до имплантатов ближайшего будущего, способных изменить память и когнитивные способности. Кроме того, предусмотрен термин «киборг-протез», который используется для усовершенствования, обеспечивающего вычислительные возможности человека. Эти улучшения можно обновлять, а в некоторых случаях ими можно управлять.
Другая категория киборгов — люди с имплантированным искусственным интеллектом, которые вызывают больше беспокойства, чем, например, люди с протезом ноги. У киборгов с имплантированным искусственным интеллектом значительно расширены когнитивные способности, и именно они потенциально могут представлять наибольшую угрозу в будущем при посягательстве на охраняемые интересы.
Поскольку все больше людей оснащаются кибертехнологиями, возникает серьезная проблема регулирования законных прав и обязанностей таких лиц, а также регулирования и контроля технологий, которые используются для ремонта, модернизации и улучшения человеческого организма.
Так Министерство безопасности пищевых продуктов и лекарственных средств Южной Кореи регулирует отпуск фармацевтических препаратов и медицинских устройств, включая имплантаты. В Японии Агентство по фармацевтике и медицинскому оборудованию классифицирует медицинские изделия аналогичным образом: по уровню риска и внедрению стандартов защиты здоровья населения. В Европейском союзе существует директива об активных имплантируемых медицинских препаратах.
С другой стороны, по мере того, как роботы становятся более разумными, закон должен становиться более сложным, например, в части установления ответственности робота за причинение вреда человеку. Ведь по мере того, как люди становятся киборгами, становится труднее отличить киборгов от биологических людей.
Тем не менее, по мнению ученых, важно проводить это разграничение при установлении уголовной ответственности в случаях, связанных с нарушением прав собственности или посягательством на физическую неприкосновенность.
Разработка киборгов дает надежду на борьбу с рядом неизлечимых болезней. Например, усовершенствованные алгоритмы компьютерных киборгов могут помочь тем, кто страдает от черепно-мозговой травмы, болезни Альцгеймера, заболеваний или потери зрения. Но использование нейропротезов может привести и к проблемам, например, в случае сканирования мозга человека и записи его мыслей или изменения содержания его памяти. Запись невысказанных мыслей или изменение содержимого памяти — нарушение частной жизни, то есть нарушение основных прав человека.
Сегодня пока, впрочем, невозможно напрямую реконструировать зрительную или слуховую информацию, хранящуюся в памяти. Однако это может стать вполне возможным в будущем, учитывая возможности технологии киборгов: у киборгов уже есть технология для того, чтобы чувствовать мир, электронная (или цифровая) запись того, что они видят и слышат.
Ясно, что сохранение когнитивной свободы в эпоху мозговых имплантатов должно быть главной задачей, поскольку человечество приближается к будущему киборгов и возможному человеческо-машинному сплаву.
Фактически, все большее число теоретиков права рассматривают свободу познания как важное основное право человека и утверждают, что познавательная свобода является принципом, лежащим в основе ряда признанных прав в конституциях наиболее развитых стран. Обязательство государства защищать когнитивную свободу напрямую относится к нейропротезам и должно быть направлено на защиту людей.
В ИГиП ТюмГУ проводятся международные форумы и инициируются многие другие мероприятия по правовому регулированию цифровых инструментов, генетических технологий, искусственного интеллекта и биоэтики.
17 февраля 2026 года произойдет первое в этом году солнечное затмение, которое будет иметь кольцеобразный тип. Ученый Пермского Политеха Евгений Бурмистров рассказал, почему февральское затмение не похоже ни на одно другое, когда его ожидать и кому посчастливится стать свидетелем редчайшего «огненного кольца».
Целый ряд открытых ими галактик должен был возникнуть всего через 100 миллионов лет после Большого взрыва, что само по себе непросто согласовать с общепринятой физикой. Но одна из них по возрасту формально выглядит или ровесником Большого взрыва, или даже старше него. Если этот возраст подтвердится, Стандартная космологическая модель потеряет статус стандартной.
Латентный железодефицит и железодефицитная анемия остаются одними из самых распространенных патологических состояний. Пациенты нередко задаются вопросом: возможно ли скорректировать дефицит железа, лишь обогатив рацион железосодержащими продуктами, вроде красного мяса, свеклы, гранатов? Несмотря на логичность этого подхода, современные клинические рекомендации единодушно указывают на его несостоятельность в качестве основного лечения.
В 1980-х годах большую популярность приобрела борьба с озоновыми дырами. Из-за нее хладагенты из хлорфторгулеродов заменили на аналоги из гидрофторуглеродов. Теперь ученые выяснили, что эта замена — как и следующие за ней, уже в рамках борьбы с глобальным потеплением — ведет к накоплению в атмосфере довольно опасных «вечных химикатов».
17 февраля 2026 года произойдет первое в этом году солнечное затмение, которое будет иметь кольцеобразный тип. Ученый Пермского Политеха Евгений Бурмистров рассказал, почему февральское затмение не похоже ни на одно другое, когда его ожидать и кому посчастливится стать свидетелем редчайшего «огненного кольца».
Латентный железодефицит и железодефицитная анемия остаются одними из самых распространенных патологических состояний. Пациенты нередко задаются вопросом: возможно ли скорректировать дефицит железа, лишь обогатив рацион железосодержащими продуктами, вроде красного мяса, свеклы, гранатов? Несмотря на логичность этого подхода, современные клинические рекомендации единодушно указывают на его несостоятельность в качестве основного лечения.
От рыб произошли все наземные позвоночные, включая нас, но как именно рыбы стали главным населением морей — до последнего времени оставалось неясным. Авторы новой научной работы попытались доказать, что причиной этого было вымирание, возможно, вызванное белыми ночами.
Международная команда палеонтологов описала новый вид динозавра размером с крупную современную птицу. Он носил на голове плотный костяной нарост, который эти животные, возможно, использовали для внутривидовых разборок. Находка показывает, что даже мелкие хищники мелового периода могли решать конфликты не только когтями и зубами, но и ударами головой.
Образцы грунта, взятые астронавтами полвека назад, вложили еще один важный кирпич в здание научной картины мира: гипотеза о том, что Земля исходно была сухой, не стыкуется с фактами. Похоже, идею о невозможности сохранения большого количества воды на «теплых» планетах придется пересмотреть.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
