25.10.2021
Университет Лобачевского
2 903

4.7

Ученые кафедры высокомолекулярных соединений и коллоидной химии Университета Лобачевского изобрели способ доставки инсулина в хитозановых капсулах. Эксперименты на животных с моделированным сахарным диабетом показали: препарат действует на 20 процентов дольше инсулиновых инъекций.

В ННГУ изобрели способ эффективной доставки инсулина в организм посредством таблеток / ©Getty images

В октябре получен патент на разработку. Существующие таблетки с инсулином малоэффективны. Из желудка только небольшая часть вещества попадает в кровь. По всему миру команды ученых разрабатывают новые способы доставки лекарства в организм. Один из самых перспективных — наночастицы хитозана. Уникальный биополимер, который получают из раковин ракообразных и насекомых, нетоксичен и безопасен как для животных, так и для людей.

На его основе нижегородские химики создали мощную многослойную оболочку. Хитозан связывает инсулин внутри капсулы и закрывает его снаружи, не давая лекарству перевариться в желудке. Хитозановая капсула раздвигает щелевые контакты ЖКТ — в результате инсулин поступает в кровь почти полностью.

Причем вещество высвобождается из оболочки постепенно — и препарат лучше переносится пациентом. Кроме того, хитозан может снизить уровень жира и холестерина в рационе больного сахарным диабетом. Лариса Смирнова, соавтор разработки, профессор кафедры высокомолекулярных соединений и коллоидной химии Университета Лобачевского: «Это новый шаг в использовании хитозана как носителя лекарства. На данный момент подобные разработки запатентованы только китайскими учеными.

Но они используют иной принцип работы. Сейчас к нам поступают заказы от частных фирм. Мы рассматриваем возможность использования таких хитозановых капсул и для других лекарств. Например, антибиотиков. Хитозан позволит увеличить их срок работы и снизить побочные эффекты».