Домашние животные не должны питаться, как мы
Почему?
13 января
НИУ ВШЭ
1
457

Ученые ВШЭ выяснили, что российские компании стали реже предоставлять работникам социальные льготы

4.7

В современной России система социальных гарантий и льгот на предприятиях изменилась. Объем таких услуг, выплат и компенсаций сократился, как и охват ими сотрудников компаний всех форм собственности. Зато работодатели демонстрируют готовность к расходам по повышению профессионального уровня персонала.

Ученые ВШЭ выяснили, что российские компании стали реже предоставлять работникам социальные льготы / ©Getty images

Социологи из НИУ ВШЭ и РАН Полина Козырева и Александр Смирнов изучили ситуацию в сфере социальных гарантий и льгот за 2000–2018 годы на данных всероссийского мониторинга RLMS–HSE экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ репрезентативных опросов домохозяйств, проводимых с 1994 года. Итоги работы опубликованы в «Журнале исследований социальной политики». Подробнее — в материале IQ.HSE.

Вопрос «Предоставляются ли вам на этой работе следующие социальные льготы…» включался в анкеты 2000–2010 и 2018 годов. Сравнение проводилось по данным за 2000, 2006, 2010 и 2018 годы. Охват необязательными льготами, то есть теми, что не гарантирует государство, после 1990-х стал меньше, но сами они — разнообразнее. Особенно в 2000–2007 годах на волне появления новых предприятий, которым требовалось решать кадровые проблемы и закреплять конкурентные преимущества. После мирового экономического кризиса 2008–2009 годов и всех последующих стало хуже: компании начали активнее оптимизировать производство и сокращать издержки, в том числе за счет содержимого соцпакетов.

В целом за 2000–2018 годы: в 5,6 раза (с 14 до 2,5 процентов) уменьшилась доля тех, кому на основной работе предоставляли ссуды и кредиты для строительства или ремонта жилья; в 4,3 раза (с 13,5 до 3,1 процента) — тех, кто имел доступ к бесплатному или частично оплачиваемому содержанию детей в дошкольных учреждениях; в 2,8 раза (с 44,2 до 15,8 процентов) — отдыхавших в санаториях, на турбазах или отправлявших детей в детские лагеря за счет предприятия; более чем в два раза (с 37,7 до 16,6 процентов) — имевших возможность бесплатно лечиться в ведомственных медучреждениях или частично бесплатно в остальных; почти в два раза (с 14,4 до 8,1 процентов) — получавших компенсацию транспортных расходов; в 1,7 раза (с 14,4 до 8,1 процентов) — обеспечивавшихся бесплатным или льготным питанием.

«Нередко работодатели отказываются от принятых ранее обязательств по таким льготам, понимая, что негативных последствий это иметь не будет», — комментируют исследователи. Единственное, что выбивается из общей картины, — готовность к расходам по повышению профессионального уровня персонала. По данным RLMS–HSE, о практике обучения в своих компаниях ежегодно говорит примерно каждый четвертый-пятый работник.

С обеспечением обязательных (закрепленных законами) льгот и гарантий ситуация после 1990-х постепенно стабилизировалась, но сокращение отмечено и здесь. В 2000 году они были доступны примерно 89–91 процентов занятых, в 2018-м — 73–88 процентов. Притом что урезание социальной поддержки — тенденция общая, есть нюансы для компаний в зависимости от форм собственности. На госпредприятиях такая поддержка заметнее. В частных компаниях нередко вместо соцпакетов предпочитают назначать более высокие зарплаты.

В фирмах с иностранным капиталом социальные услуги, пособия и компенсации предоставляют чаще, чем в сугубо российских негосударственных. В 2018 году обучение за счет работодателя на государственных предприятиях охватывало 34,2 процентов работников, на иностранных — 30,4 процентов. Отечественные коммерческие компании значительно проигрывали — 15,7 процентов.

В частном бизнесе по сравнению с государственным в два с лишним раза реже применяют оплату медпомощи или безвозмездное лечение в ведомственных учреждениях. Однако государственный сектор в этом смысле немного отстает от иностранного: 25,5 процентов против 27,5 процентов.

Обеспеченность льготами растет по мере продвижения по службе. В результате чаще их получают руководители и ценные специалисты. Реже — неквалифицированные рабочие с самой низкой зарплатой, то есть те, кто в помощи нуждается в первую очередь. Как итог — усиление социального неравенства, и результаты исследования в подтверждение этого вывода весьма показательны.

Ученые разделили участников обследования на несколько групп в зависимости от уровня дохода по отношению к медианной заработной плате и сравнили по обеспеченности дополнительными социальными льготами по месту работы. Получилось более чем наглядно. К примеру, бесплатное лечение или частичная компенсация лечения доступны лишь каждому десятому из группы самых низкодоходных (зарплата 0,75 и меньше медианы). А в группе самых высокодоходных (более чем вдвое выше медианы) — примерно каждому третьему.

Возможность получить путевку в санаторий или детский лагерь есть у 9,6 процентов низкодоходных и почти у 26 процентов высокодоходных. Обучаться за счет предприятия в первой группе могут около 16 процентов, во второй — свыше 33. Шансов на оплату проездных билетов у низкодоходных работников меньше в три раза, на помощь в содержании детей в детских садах — в два раза, на дотации по питанию — в полтора. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — одно из крупнейших и самых востребованных высших учебных заведений России, стран СНГ и государств Восточной Европы. В НИУ ВШЭ представлены все уровни образовательной подготовки (от лицея для школьников до аспирантуры и MBA) по широкому спектру направлений в области социально-экономических, гуманитарных, юридических, инженерных, компьютерных, физико-математических наук, а также творческих специальностей. Научные подразделения ВШЭ — институты, центры, лаборатории, возглавляемые ведущими российскими и зарубежными учеными, ориентированы как на фундаментальные исследования, так и на прикладные разработки по заказам федеральных и региональных органов власти, министерств и ведомств, российских и зарубежных компаний. Высшая школа экономики стабильно занимает высокие места в предметных рейтингах Times Higher Education (THE) и QS, а также является единственным российским университетом в топ-50 рейтингов молодых университетов сразу двух агентств.
Позавчера, 18:14
Илья Ведмеденко

В России завершили заводские испытания малого ракетного корабля проекта 22800. Его построили для Черноморского флота. Такие МРК несут широкий набор вооружений, включая универсальный ракетный комплекс с «Калибрами».

Позавчера, 12:55
Василий Парфенов

Один из основных приборов готовящегося к полету аппарата Europa Clipper получил «первый свет» — так называют первое включение инструмента в рабочем режиме. Инфракрасная камера E-THEMIS в качестве теста работоспособности сделала панораму города Темпе в штате Аризона. «Космический глаз» межпланетного зонда запечатлел земной урбанистический пейзаж за два года до начала миссии и за целых восемь лет до прибытия в систему Юпитера.

1 час назад
Оксана Шолохова

Ученые показали, что ограничения движения негативно влияют на творческое мышление.

9 января
Мария Азарова

Очередной штамм возбудителя коронавирусной инфекции обнаружили в образцах 25 пациентов на Кипре. Пока что ему присвоили неофициальное название «дельтакрон», поскольку он сочетает черты вариантов «дельта» и «омикрон».

11 января
Мария Азарова

Спустя несколько дней после операции пациент — 57-летний мужчина из Мэриленда — чувствует себя хорошо, хотя говорить о стопроцентном успехе пока рано.

10 января
Алиса Гаджиева

Испанские ученые с помощью технологии лазерного сканирования обнаружили затопленные руины у побережья Кадисского залива.

26.12.2021
Александр Березин

Российская тяжелая ракета имеет все шансы взлететь после Starship, хотя ее начали создавать на 20 лет раньше, да и по параметрам она радикально уступает детищу Илона Маска. Попробуем разобраться, почему любая попытка создать классическую ракету в наши дни — пустая трата времени и средств. А заодно дать ответ на вопрос, какую космическую ракету на самом деле стоит создавать России.

12 января
Алиса Гаджиева

Дополнительное исследование вулканических пород формации Кибиш в Эфиопии изменило датировку найденных там костей Homo sapiens.

19.12.2021
Александр Речкин

Корпорация Илона Маска с 2012 года разрабатывает космический корабль, который может изменить правила игры в космической отрасли. Starship, как его называют, должен стать многоразовой транспортной системой, способной доставить на Красную планету до 100 человек за раз.

[miniorange_social_login]

Комментарии

1 Комментарий

3 дня назад
-
1
+
Как говорится, хорошо не жили -- нечего и начинать.
Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: