Ученые предлагают применять селен и йод в виде микроудобрений — Naked Science
ТюмГУ

Ученые предлагают применять селен и йод в виде микроудобрений

Исследователи из Тюмени, Москвы и Омска оценили действие селена и йода в системе почва-растение в условиях Западной Сибири.

Ученые предлагают применять селен и йод в виде микроудобрений / ©mr-ogorodnik.ru

«Многие регионы России имеют статус дефицитных по содержанию селена и йода, что объясняется низким содержанием этих элементов в почве. Поэтому применение селен- и йодсодержащих соединений для обогащения сельскохозяйственных культур представляет научный и практический интерес, — сообщила профессор кафедры геоэкологии и природопользования ТюмГУ Анна Синдирева. — Но обогащение пищевых продуктов недостающими макро- и микроэлементами — серьезное вмешательство в традиционно сложившуюся структуру питания человека. Поэтому осуществлять его можно только с учетом обоснованных и проверенных фактов».

Исследования проводились три года и впервые в условиях южной лесостепи Омской области. В опытах ученые использовали районированный сорт-стандарт яровой мягкой пшеницы памяти Азиева. Йод в форме йодида калия и селен в форме селенита натрия в виде сухих солей вносились в пахотный слой перед посевом. Опрыскивание проводилось перед фазой колошения. Растительные образцы для определения биометрических показателей и химического состава растений отбирали в фазах колошения и полной спелости.

Полевые опыты проводились по такой схеме: контроль, фон N30P60; фон плюс опрыскивание раствором КI с концентрациями йода 0,005, 0,01, 0,02%; фон плюс основное внесение в почву КI в дозах йода 9, 12, 15 кг/га; фон плюс опрыскивание раствором Na2SeO3 с концентрациями селена 0,005, 0,01, 0,02%; фон плюс основное внесение в почву Na2SeO3 в дозах селена 9, 12, 15 кг/га.

Селен в почве и зерне специалисты определяли флуорометрическим, йод — вольтамперометрическим методами (вольтамперометрия — высокочувствительный и экспрессный метод определения неорганических и органических веществ, пригодный для анализа химических, геохимических, биохимических, медицинских, фармацевтических и других объектов. — Прим. NS) в Федеральном научном центре овощеводства.

Почвы юга Западной Сибири содержат в среднем 4 мг ± 0,6 мг/кг йода. Ученые установили, что содержание этого микроэлемента в почве увеличивается прямо пропорционально дозе вносимого элемента. Так, 1 кг/га внесенного микроэлемента увеличивает содержание йода в среднем в 1,74 раза. Почва без дополнительного внесения микроэлемента содержит недостаточное количество йода.

Уровень содержания селена почвы в основном наследуют от почвообразующих пород. При распределении селена в ландшафте большую роль играет растительность. В среднем за годы исследования содержание селена составляло 0,46 ± 0,05 мг/кг в почве без применения селенсодержащих удобрений. При применении наибольшей дозы уровень микроэлемента составил 5,52 ± 0,9 мг/кг.
Опыты показали, что такие способы обогащения элементами, как внесение в почву и опрыскивание в рассчитываемых оптимальных дозах, являются безопасными с экологической точки зрения и не способствуют накоплению микроэлементов в количествах, опасных для животных и человека.

Как пояснила Анна Синдирева, микроэлементы необходимы для нормального развития растений, однако потребность их выражается в небольших количествах, без которых растения могут погибнуть или будут плохо развиваться. Это связано с тем, что они входят в состав ферментов, витаминов, гормонов и влияют на их активность. Формирование же урожая, качество растениеводческой продукции зависят от химического состава растений. Поэтому важно исследовать влияния микроэлементов на элементный состав растений.