Ученые предлагают применять селен и йод в виде микроудобрений — Naked Science
26.11.2019
ТюмГУ

Ученые предлагают применять селен и йод в виде микроудобрений

Исследователи из Тюмени, Москвы и Омска оценили действие селена и йода в системе почва-растение в условиях Западной Сибири.

Ученые предлагают применять селен и йод в виде микроудобрений / ©mr-ogorodnik.ru

«Многие регионы России имеют статус дефицитных по содержанию селена и йода, что объясняется низким содержанием этих элементов в почве. Поэтому применение селен- и йодсодержащих соединений для обогащения сельскохозяйственных культур представляет научный и практический интерес, — сообщила профессор кафедры геоэкологии и природопользования ТюмГУ Анна Синдирева. — Но обогащение пищевых продуктов недостающими макро- и микроэлементами — серьезное вмешательство в традиционно сложившуюся структуру питания человека. Поэтому осуществлять его можно только с учетом обоснованных и проверенных фактов».

Исследования проводились три года и впервые в условиях южной лесостепи Омской области. В опытах ученые использовали районированный сорт-стандарт яровой мягкой пшеницы памяти Азиева. Йод в форме йодида калия и селен в форме селенита натрия в виде сухих солей вносились в пахотный слой перед посевом. Опрыскивание проводилось перед фазой колошения. Растительные образцы для определения биометрических показателей и химического состава растений отбирали в фазах колошения и полной спелости.

Полевые опыты проводились по такой схеме: контроль, фон N30P60; фон плюс опрыскивание раствором КI с концентрациями йода 0,005, 0,01, 0,02%; фон плюс основное внесение в почву КI в дозах йода 9, 12, 15 кг/га; фон плюс опрыскивание раствором Na2SeO3 с концентрациями селена 0,005, 0,01, 0,02%; фон плюс основное внесение в почву Na2SeO3 в дозах селена 9, 12, 15 кг/га.

Селен в почве и зерне специалисты определяли флуорометрическим, йод — вольтамперометрическим методами (вольтамперометрия — высокочувствительный и экспрессный метод определения неорганических и органических веществ, пригодный для анализа химических, геохимических, биохимических, медицинских, фармацевтических и других объектов. — Прим. NS) в Федеральном научном центре овощеводства.

Почвы юга Западной Сибири содержат в среднем 4 мг ± 0,6 мг/кг йода. Ученые установили, что содержание этого микроэлемента в почве увеличивается прямо пропорционально дозе вносимого элемента. Так, 1 кг/га внесенного микроэлемента увеличивает содержание йода в среднем в 1,74 раза. Почва без дополнительного внесения микроэлемента содержит недостаточное количество йода.

Уровень содержания селена почвы в основном наследуют от почвообразующих пород. При распределении селена в ландшафте большую роль играет растительность. В среднем за годы исследования содержание селена составляло 0,46 ± 0,05 мг/кг в почве без применения селенсодержащих удобрений. При применении наибольшей дозы уровень микроэлемента составил 5,52 ± 0,9 мг/кг.
Опыты показали, что такие способы обогащения элементами, как внесение в почву и опрыскивание в рассчитываемых оптимальных дозах, являются безопасными с экологической точки зрения и не способствуют накоплению микроэлементов в количествах, опасных для животных и человека.

Как пояснила Анна Синдирева, микроэлементы необходимы для нормального развития растений, однако потребность их выражается в небольших количествах, без которых растения могут погибнуть или будут плохо развиваться. Это связано с тем, что они входят в состав ферментов, витаминов, гормонов и влияют на их активность. Формирование же урожая, качество растениеводческой продукции зависят от химического состава растений. Поэтому важно исследовать влияния микроэлементов на элементный состав растений.

Россия прекратила техническое проектирование сверхтяжелого носителя, который хотели использовать для полетов на Луну. Ранее сообщалось, что в этом могут задействовать ракеты «Ангары-А5В» и «Союз-2.1а».

Возняк объявил о создании космической компании Privateer Space. Заявлено, что она будет работать для того, чтобы космос был безопасным и доступным для человечества.