Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Химики ТГУ разрабатывают катализаторы для очистки воздуха от опасных выхлопов
Сотрудники лаборатории каталитических исследований химического факультета ТГУ разрабатывают катализаторы экологического назначения – для нейтрализации опасных веществ, в частности, угарного газа, а также частиц сажи, являющихся составляющей выхлопов автотранспорта.
По этому поводу уже опубликована статья в высокорейтинговом журнале Applied Catalysis B: Environmental.
Проект направлен на создание новых способов конструирования катализаторов на основе наночастиц серебра, платины и оксида церия. Особое внимание химики уделяют решению прикладных задач экологического катализа: получаемые соединения могут использоваться для очистки воздуха от опасных легколетучих органических соединений.
– Наш проект фундаментальный – мы разрабатываем принципиально новые способы конструирования функциональных материалов, в частности, катализаторов. Исследования сконцентрированы на стабилизации наночастиц, кластеров и отдельных атомов серебра и платины на поверхности оксида церия за счет сильного связывания с поверхностью. Это позволяет значительно улучшить активность таких катализаторов, а также получить доступные материалы при низком содержании дорогостоящих благородных металлов, – поясняет руководитель проекта, старший научный сотрудник лаборатории (ЛКИ ХФ) Григорий Мамонтов.
Если говорить о практической значимости исследований, задача разрабатываемых катализаторов – нейтрализовать выбросы опасных веществ промышленных предприятий и транспорта. У каждого автомобиля есть катализаторный блок, куда устанавливается сложная система, которая последовательно нейтрализует выхлоп. Такие же блоки должны быть предусмотрены и на производствах. Разрабатываемые в ходе фундаментальных исследований катализаторы можно будет дорабатывать под конкретную практическую задачу по очистке воздуха.
Исследования проводятся в рамках двух проектов. Первый – проект Российского научного фонда на проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых «Разработка принципов управления каталитическими свойствами нанесенных катализаторов путем контроля взаимодействия активный компонент – носитель», который рассчитан на три года, а работа началась летом 2018 года. Второй относится к категории проектов ведущего исследовательского университета (ВИУ) и был реализован в 2018-2019 годах (руководитель – профессор, ведущий научный сотрудник ЛКИ ХФ Ольга Водянкина).
Исследования проводит коллектив ЛКИ ХФ с участием группы профессора Леонарды Франчески Лиотты (Leonarda Francesca Liotta) из института исследований наноструктурных материалов итальянского исследовательского совета (CNR-ISMN, Палермо, Италия). Младший научный сотрудник ЛКИ ХФ Мария Грабченко, первый автор опубликованной высокорейтинговой статьи, в 2017-2018 годах успешно прошла стажировку в этом институте.
– В последнее время исследовательский уровень и практическая эффективность наших работ постоянно растет, – отмечает руководитель проекта ВИУ, профессор Ольга Водянкина. – Безусловно, этому способствует реализация Проекта 5–100 в Томском государственном университете, открывающая новые возможности и создающая перспективы для дальнейшего роста на основе развития международного научного сотрудничества.
Для справки: Applied Catalysis B: Environmental – высокорейтинговый журнал, входящий в топ-10% журналов в области катализа, в частности экологического (импакт-фактор 14,229 (Q1), предметный рейтинг в областях Chemical Engineering, Chemistry).
Финские ученые узнали, что характер кошек и собак и в первую очередь их привязанность к хозяину формируются под влиянием невротичных проявлений человека.
Существующая разведывательная спутниковая группировка США позволяет фиксировать запуски баллистических ракет по всему миру. Но ее разрешающей способности достаточно только для отслеживания активных участков траектории — пока работают двигатели ускорителей. Если ракета имеет маневрирующую или гиперзвуковую головную часть, определить, куда именно летят боеголовки, пока затруднительно. Новые спутники, которые недавно заказал Пентагон, исправят этот недочет.
Ведущий эксперт по старению из Великобритании выдвинул необычную гипотезу. Ученый предположил, что динозавры, которые играли важную роль на Земле, вероятно, повлияли на возникновение у млекопитающих, в том числе людей, генетических механизмов, «ускоряющих старение».
Исследователь из Британии пришел к выводу, что люди, которые излишне оптимистично относятся к своему финансовому положению в будущем, обладают более низкими когнитивными способностями по сравнению с теми, кто старается смотреть на вещи реально или даже пессимистично.
Мы предлагаем за несколько минут узнать, на какого специалиста в атомной сфере вы больше всего похожи. И кто знает — быть может, именно этот путь вам и предстоит?
Исследовательница пришла к выводу, что слова и словосочетания из популярнейшей и крупнейшей медиафраншизы «достигли высочайшего уровня интеграции» в язык — главным образом благодаря тому, что со временем стали независимыми от вселенной «Звездных войн».
Парниковый эффект от американского природного газа, поставляемого в Старый Свет, неожиданно оказался выше, чем от сжигания местного угля. И намного выше, чем от российского газа.
Известно всего несколько примеров злокачественных опухолей, которые ведут себя подобно инфекции — передаются другим организмам. Среди них — трансмиссивный рак двустворчатых моллюсков BTN. Авторы новой статьи описали географические и экологические аспекты распространения BTN среди мидий в Баренцевом море, оценили число больных моллюсков и узнали, как расселение «заразного рака» связано с Северным морским путем.
Первый полет Ил-96-400М с новой — и полностью российской — авионикой преподносят как большой успех. «Это демонстрация высочайшего уровня компетенций отечественных КБ и авиазаводов», — не скупится на похвалы министр Денис Мантуров. Но есть и иная точка зрения: первый полет Ил-96 был еще в 1988 году. И для сегодняшнего дня он подходит не сильно больше, чем типичный автомобиль той же эпохи. Российские пилоты не скрывают: экономически такой самолет будет тяжелым ядром на ноге той авиакомпании, что его купит. Но значит ли это, что он не нужен? И что вообще будет с широкофюзеляжными авиалайнерами в нашей стране?
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии