Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Химики ТГУ разрабатывают катализаторы для очистки воздуха от опасных выхлопов
Сотрудники лаборатории каталитических исследований химического факультета ТГУ разрабатывают катализаторы экологического назначения – для нейтрализации опасных веществ, в частности, угарного газа, а также частиц сажи, являющихся составляющей выхлопов автотранспорта.
По этому поводу уже опубликована статья в высокорейтинговом журнале Applied Catalysis B: Environmental.
Проект направлен на создание новых способов конструирования катализаторов на основе наночастиц серебра, платины и оксида церия. Особое внимание химики уделяют решению прикладных задач экологического катализа: получаемые соединения могут использоваться для очистки воздуха от опасных легколетучих органических соединений.
– Наш проект фундаментальный – мы разрабатываем принципиально новые способы конструирования функциональных материалов, в частности, катализаторов. Исследования сконцентрированы на стабилизации наночастиц, кластеров и отдельных атомов серебра и платины на поверхности оксида церия за счет сильного связывания с поверхностью. Это позволяет значительно улучшить активность таких катализаторов, а также получить доступные материалы при низком содержании дорогостоящих благородных металлов, – поясняет руководитель проекта, старший научный сотрудник лаборатории (ЛКИ ХФ) Григорий Мамонтов.
Если говорить о практической значимости исследований, задача разрабатываемых катализаторов – нейтрализовать выбросы опасных веществ промышленных предприятий и транспорта. У каждого автомобиля есть катализаторный блок, куда устанавливается сложная система, которая последовательно нейтрализует выхлоп. Такие же блоки должны быть предусмотрены и на производствах. Разрабатываемые в ходе фундаментальных исследований катализаторы можно будет дорабатывать под конкретную практическую задачу по очистке воздуха.
Исследования проводятся в рамках двух проектов. Первый – проект Российского научного фонда на проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых «Разработка принципов управления каталитическими свойствами нанесенных катализаторов путем контроля взаимодействия активный компонент – носитель», который рассчитан на три года, а работа началась летом 2018 года. Второй относится к категории проектов ведущего исследовательского университета (ВИУ) и был реализован в 2018-2019 годах (руководитель – профессор, ведущий научный сотрудник ЛКИ ХФ Ольга Водянкина).
Исследования проводит коллектив ЛКИ ХФ с участием группы профессора Леонарды Франчески Лиотты (Leonarda Francesca Liotta) из института исследований наноструктурных материалов итальянского исследовательского совета (CNR-ISMN, Палермо, Италия). Младший научный сотрудник ЛКИ ХФ Мария Грабченко, первый автор опубликованной высокорейтинговой статьи, в 2017-2018 годах успешно прошла стажировку в этом институте.
– В последнее время исследовательский уровень и практическая эффективность наших работ постоянно растет, – отмечает руководитель проекта ВИУ, профессор Ольга Водянкина. – Безусловно, этому способствует реализация Проекта 5–100 в Томском государственном университете, открывающая новые возможности и создающая перспективы для дальнейшего роста на основе развития международного научного сотрудничества.
Для справки: Applied Catalysis B: Environmental – высокорейтинговый журнал, входящий в топ-10% журналов в области катализа, в частности экологического (импакт-фактор 14,229 (Q1), предметный рейтинг в областях Chemical Engineering, Chemistry).
В учебниках истории говорится, что в Новый Свет проказу завезли европейские колонизаторы. Произошло это после открытия Америки Христофором Колумбом в результате так называемого Колумбового обмена — когда между Америкой, Африкой и Старым Светом происходили перемещения растений, животных, культур, человеческих популяций, технологий и болезней. Однако анализ древней ДНК показал, что одна из форм проказы распространилась по двум континентам задолго до экспедиции испанского мореплавателя.
Специалисты Школы компьютерных наук ТюмГУ разработали программное обеспечение для многофакторной аутентификации с использованием нескольких биометрических методов проверки данных в операционных системах на базе ядра Linux. Программный продукт способен распознавать пользователя по голосу и по видеоизображению.
Специалисты химико-технологического института НовГУ разработали интегрированную систему защиты картофеля от патогенов. Она выстроена в соответствии с фазами вегетации. Для каждой из них подобраны наиболее эффективные из разрешенных препаратов.
Казахстанский Алматы — город контрастов, где горы соседствуют с урбанистическими пейзажами, а бизнес-центры — с историческими кварталами. Неизменным остается одно — пробки. Ежедневно сюда приезжает более 700 тысяч автомобилей из пригородов, при этом в самом мегаполисе зарегистрировано порядка 600 тысяч транспортных средств. В результате по улицам ежедневно движется более миллиона транспортных средств.
Хотя попытки объединить квантовую теорию и гравитацию десятилетиями терпели неудачу, ученые продолжают выдвигать новые, порой крайне спорные гипотезы. Авторы нового исследования, например, предложили посмотреть на гравитацию так же, как на другие фундаментальные силы природы — через симметрии и поля.
Исследователи ВШЭ выделили более 4000 примеров устной русской речи билингвов из семи регионов России и выяснили: большинство нестандартных форм в конструкциях с числительными связано не только с их родным языком, но и с тем, как часто выражение встречается в повседневной речи. Например, фразы «два часа» или «пять километров» почти всегда совпадают с литературным вариантом, а вот менее привычные выражения, особенно с числительными от двух до четырех, а также с собирательными формами вроде «двое» или «трое», часто звучат иначе.
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.
Казахстанский Алматы — город контрастов, где горы соседствуют с урбанистическими пейзажами, а бизнес-центры — с историческими кварталами. Неизменным остается одно — пробки. Ежедневно сюда приезжает более 700 тысяч автомобилей из пригородов, при этом в самом мегаполисе зарегистрировано порядка 600 тысяч транспортных средств. В результате по улицам ежедневно движется более миллиона транспортных средств.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии