• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
26.11.2019
МосГорТур
20 696

«Горячие головы»: искусство охотников за головами

Тсантса — это человеческая голова размером с кулак, которую много столетий подряд изготавливали индейцы из южноамериканского племени хиваро. Маленькая голова поверженного врага была для них не просто главным боевым трофеем, но символом процветания племени, амулетом и даже предметом искусства, ведь «рецепт» приготовления тсантса хиваро всегда держали в секрете. В Дарвиновском музее хранится одна из таких голов. О том, что такое тсантса и какие тайны окружают этот зловещий амулет «Мосгортуру» рассказал хранитель коллекции этнографии Дмитрий Милосердов.

Тсантса / ©pressa.tv

Веками ученые и исследователи всего мира спорили о том, как именно хиваро делают свои страшные амулеты, а музеи и частные коллекционеры их скупали. Говорят, что одну из таких голов приобрел в начале XX века основатель и первый директор Государственного Дарвиновского музея Александр Котс. Около сотни лет она хранилась в закрытом стеклянном колпаке, ключ от которого потерялся еще при самом Котсе. Но недавно сотрудники музея освободили тсантса из векового заточения.

Об экспонате

Мумифицированную голову, которая хранится в фонде этнографии Государственного Дарвиновского музея за последние сто лет видели лишь сотрудники музея. Есть две версии того, как она оказалась в фондах: по одной из музейных легенд, ее приобрел Александр Федорович Котс, который собирал различные редкости. По второй версии, экспонат попал в музей от некоего купца Хомякова, владевшего до революции ценной коллекцией естественно-научных экспонатов. Среди них были такие уникальные вещи, как скелет дронта (птица Додо), чучело бескрылой гагарки, коллекция редких книг и чучела вымерших странствующих голубей. К сожалению, на некоторые экспонаты, приобретенные до основания музея, когда начала вестись официальная документация, данные не сохранились.

А вот сушеная голова сохранилась, но до недавнего времени была запечатана. Сотрудники музея знали, что достать голову из ящика можно, но короб очень тяжел и стар — чтобы аккуратно и правильно раскрутить старинные винты, не сорвав резьбу, понадобится, как минимум, трое мужчин. И все-таки на это решились – «вскрытие» произошло в 2018 году. Целью было убедиться в подлинности головы. Ведь известно, что в начале XX века из-за популярности подобных экспонатов, в Южной Америке массово изготавливались подделки.

Тсантса, хранящаяся в Дарвиновском музее / ©Антон Усанов / Пресс-служба “Мосгортура”

Дмитрий Милосердов: «Это была не то чтобы экспертиза, но я специально изучил одну очень серьезную работу американского этнографа и антрополога Мэтью Уильям Стирлинга «Исторический и этнографический материал об индейцах Дживаро» 1933 года (экспедиция 1928-1930 годов) — самую крупную научную работу, посвященную индейцам хиваро и в частности изготовлению тсантса. Он три года жил с индейцами хиваро, наблюдал, как все это делается. Я проанализировал его описание и пришел к выводу, что наш экземпляр — настоящий. В пользу этого говорят определенный способ зашивания век и правильное расположение швов на коже головы».

Всему голова

Традиции отрубания и хранения вражеских голов известны с древности — подобное практиковали и кельты, и древние германцы, но в последние сто лет, этот обычай сохранялся только у примитивных племен Азии, Африки и Южной Америки. 
Дмитрий Милосердов: «Почему именно голова? Дело в том, что представители многих племен, живущих в гармонии с природой, считают, что душа человека находится именно в голове, и к этой части тела относятся с особым трепетом».

Ритуальные манипуляции с головой можно встретить в истории многих народов и племен, причем это не всегда голова врага. Например, в Северной Америке индейцы апачи перед сном клали череп своего предка себе под голову, чтобы увидеть священный сон перед каким-то важным событием, полинезийцы хранили черепа родственников в «домиках мертвых», продолжая общаться с ними и даже кормить, а некоторые папуасы и вовсе хоронили родных прямо в хижинах, а через какое-то время выкапывали черепа и забирали у них нижние челюсти, чтобы носить как браслеты, другие — коптили особенно заслуженных членов племени и также держали дома.

Племя хиваро / ©Иллюстрация из книги М. У. Стирлинг “Историко-этнографический материал об индейцах племени хиваро”, 1933 год

Народ фанг в свое время из черепов предков составлял целые реликварии — чем больше черепов на полке, тем выше статус семьи. В редких случаях трофеем была мумифицированная голова, как, например, у племен маори из Новой Зеландии, но вариант, придуманный племенем хиваро — один из самых интересных и жутких одновременно.

Хиваро

Племя хиваро (его также называют дживаро и шуар) живет на территории Эквадора. Большая часть индейцев на сегодняшний день цивилизована, но остались отдельные поселения, которые находятся далеко от цивилизации. И, скорее всего, они продолжают поддерживать свою древнюю традицию, которая когда-то, еще в доколумбовой Америке, была гораздо шире, распространяясь на всю юго-западную часть Южной Америки. Потом, возможно, с приходом европейцев, география изготовления тсантса сжалась до небольшого пятака в Эквадоре, где проживает конкретно этот народ.

Дмитрий Милосердов: «Сохранилось очень много ювелирных изделий, резного камня, росписей, текстильных изделий, на которых есть изображения воинов, у которых на поясе или в руках находятся головы противников, в том числе и уменьшенные головы. В древних доколумбовых захоронениях находили головы, отрезанные и мумифицированные, сделанные по технологии, очень близкой к методам хиваро, с той лишь разницей, что в них сохранен череп — но у них также зашиты веки и рты, несмотря на то, что в голове нет песка и камней, которые могли бы высыпаться».

То, что цивилизованному человеку кажется жестокостью, было совершенно обыденным делом для хиваро — вся их жизнь была связана с охотой и войной. Воины совершали набеги на соседние племена, убивали мужчин, захватывали женщин, детей и все богатства: еду и утварь. Интересно, что в племенах, на которые они нападали, вполне могли жить их дальние родственники. Сразу после победы, согнав всех плененных женщин под охрану нескольких воинов, хиваро начинали отрезать головы убитых врагов.

Воин хиваро / ©Иллюстрация из книги М. У. Стирлинг “Историко-этнографический материал об индейцах племени хиваро”, 1933 год

Делали они это очень аккуратно — кожу головы подрезали чуть ниже шеи, делая что-то похожее на воротник, дальше ее отделяли от мышц шеи и перерезали их, после этого отделяли два верхних позвонка шейного отдела друг от друга и в руках воина оказывалась голова, покрытая мышцами и кожей.

Головы оборачивали листьями, складывали в корзины и покидали разоренную деревню вместе с пленниками и захваченной добычей. Уходили подальше от возможной погони родственников покоренного племени, разбивали лагерь на песчаном берегу реки, и начинали изготавливать тсантса.

Технология изготовления

Процесс занимал порядка двадцати часов. Прежде всего, голову отделяли от черепа. Для этого ножом (первоначально — бамбуковым, а с приходом европейцев — железным) делали надрез от темени до основания черепа. Дальше круговыми движениями подрезали кожу вокруг глаз, ноздрей и ушных раковин. После этого, стараясь не повредить черты лица, кожу аккуратно снимали как чулок. 
Никак не обрабатывая, кожу помещали в кипящую воду и варили около двух часов, не больше, чтобы сохранить волосы.

В воду обязательно добавляли мелко нарубленную лиану, растущую в Эквадоре, в ней содержатся дубильные вещества, которые не только помогали предотвратить разложение кожи, но и выполняли роль инсектицида, отпугивая насекомых, которыми тропики очень богаты. После варки кожу вынимали специальной палкой и охлаждали. 
Дальше начинались манипуляции по превращению куска кожи в подобие маленькой головы.

Разрез от темени до основания черепа зашивали пальмовым волокном при помощи деревянной иглы, точно так же поступали с веками и ртом, а чтобы сохранить форму губ, их чуть вытягивали вперед, протыкали бамбуковыми или пальмовыми палочками и обматывали шнуром. На последнем этапе ноздри и ушные раковины затыкали кусочками хлопка. Со стороны шеи оставалось отверстие. В результате получалось нечто похожее на мешок, пока слабо напоминающий голову.

Потом из костра, на котором варилась «заготовка», доставали раскаленный камень, подобранный по размеру отверстия шеи, кидали внутрь головы и начинали катать его внутри будущей тсантсы. Этот камень подсушивал кожу изнутри и убирал остатки мышечной и жировой ткани. Как только камень остывал, его вынимали и доставали из костра следующий.

Тсантса / ©Иллюстрация из книги М. У. Стирлинг “Историко-этнографический материал об индейцах племени хиваро”, 1933 год

Под действием горячих камней голова уменьшалась, поэтому каждый следующий камень должен был быть меньше предыдущего. Вращая голову, мастер параллельно уже другим камнем разглаживал кожу снаружи, чтобы сохранить черты лица своей жертвы. Иногда правильно «вылепить» лицо помогал шаман, который обладал фотографической памятью. После камней в дело шел горячий песок — его насыпали в уже уменьшенную голову, примерно до половины, и точно такими же движениями перемещали внутри, подсушивая самые мелкие складки.

После того, как голова приобретала нужный вид, в ее верхней части делали прокол, вставляли туда хлопковый шнур и подвешивали на палку на высоту примерно 60 сантиметров над костром. В течение нескольких часов она коптилась, темнея и приобретая структуру очень похожую на дерево. На самом последнем этапе индеец, который изготавливал этот трофей, аккуратно убирал всю растительность с лица, оставляя лишь брови и волосы: даже самые небольшие волоски, которые на голове нормального размера незаметны, казались слишком крупными на голове размером с кулак.

Дмитрий Милосердов: «После того, как тсантса была готова, воины-мужчины совершали обряд, который сопровождался танцами, имитирующими победу над врагом, изображавшими убийство противника и отрезание голов. В это же время пленные женщины должны были рыдать, оплакивая погибших. Интересный факт: оплакивание было настолько важным элементом праздника, что если по какой-то причине не были захвачены женщины противника, оплакивать каждую тсантса приходилось женщинам из деревни-победителя».

Группа женщин хиваро / ©Иллюстрация из книги М. У. Стирлинг “Историко-этнографический материал об индейцах племени хиваро”, 1933 год

После всего этого празднества, когда мужчины совершали еще и возлияние слабоалкогольными напитками из местных растений, головы помещали в глиняные кувшины и ставили либо в изголовье спального места воина, либо закапывали под домом.

Зачем индейцам мини-головы

Хиваро считали, что уменьшая головы врагов, сохраняют в них души, и враги становятся их вечными пленниками, которые будут служить хозяевам даже в загробном мире — так что зашитые веки и рот, удерживали не только песок, но и пленную душу.

Дмитрий Милосердов: «Надо отметить очень интересный момент. Иногда, нападая на чью-то деревню, воины хиваро убивали своих родственников, пусть и дальних. В этом случае, по внутренней этике хиваро, голову снимать не полагалось, тем более делать из нее тсантса. Тела этих людей отдавали выжившим членам племени и позволяли похоронить. Однако воин, убивший врага и тем самым совершивший подвиг, не мог остаться без трофея, поэтому имел право сделать имитацию уменьшенной головы, например, из головы ленивца.

Головы ленивцев / ©Иллюстрация из книги М. У. Стирлинг “Историко-этнографический материал об индейцах племени хиваро”, 1933 год

Такая тсантса по значимости приравнивалась к обычной. Был такой случай: женщину из племени хиваро убил ягуар. Ее родственники поймали и убили животное, а из его головы сделали тсантса. Это случилось в начале XX века и было зафиксировано американским исследователем Карстеном».

В поисках «рецепта»

Европейцы — это были испанские завоеватели — впервые познакомились с хиваро в XVI веке. Они же первыми отметили, что племя изготавливает уменьшенные человеческие головы. В испанских рукописях можно найти отдельные свидетельства того, как это происходило. Один из спутников известного конкистадора Франсиско Писарро в 1527 году, описывает эту практику: «Головы мертвых они сохраняют бальзамируя их. После удаления костей черепа через шею, лицо, сохраняющее свою форму, они пропитывают средствами, которые сохраняют плоть или кожу, чтобы она не гнила, а хрящ носа оставался цел, а волосы, а также брови и ресницы остаются прикреплены к плоти.

После многочисленных процедур и усыхания головы становились совсем маленькими, такими как у новорожденного ребенка. После того, как они уменьшили голову, они хранят ее в маленьких сундуках, которые у них есть в храме, и она лежит так много лет без гниения. По словам индейцев, это может длиться два или три века. Конечно, это удивительно, и никто никогда этого не видел. И нам показалось, когда мы впервые увидели это, что это головы расы карликов, которые жили в стране, пока мы не узнали правду об этом».

Один из исследователей Перу в 1543 году писал так: «В некоторых храмах, особенно в городах, которые они называют Пасао, на стенах были распяты мужчины и дети, тела или кожа так хорошо мумифицировались, что они не пахли плохо. Видели мы и головы индейцев, которые были уменьшены особыми отварами до размера кулака».

Испанский путешественник и дипломат Дон Гарсиа де Сильва Фигероа, который исследовал джунгли Бразилии в 1665 году, писал следующее: «Первый процесс, который они выполняют с головами убитых врагов, это их кипячение. Затем, сняв кожу с головы и лица, они набивают ее соломой и высушивают в дыму, изготавливая таким образом уменьшенную голову».

Семья хиваро / ©Иллюстрация из книги М. У. Стирлинг “Историко-этнографический материал об индейцах племени хиваро”, 1933 год

В 1862 году в Париже, перед антропологическим обществом был представлен образец уменьшенной человеческой головы и сделан доклад о ней и методиках ее изготовления. Описывая образец доктор Майз сказал: «Простой осмотр этой головы дает понять, что индейцы были очень искусны в мастерстве таксидермии — они удалили единым куском всю кожу с лица, черепа и верхней части шеи. Затем они высушили ее с таким большим мастерством, что она уменьшилась равномерно, и голова стала размером с голову новорожденного ребенка, сохраняя при этом даже мелкие черты лица».

Дмитрий Милосердов: «По завершении презентации Майза члены общества высказали мнения о процедуре сохранения, и на тот момент эти мнения, конечно, были ошибочными. Да и сам Майз ошибся, потому что он считал, что голова высушивается просто снятой куском кожей. Один из ученых считал, что если бы были надрезы на коже, они были бы обязательно видны после мумификации, другой — что высыхание происходит естественным путем в горячем песке». В общем в начале второй половины XIX века технология изготовления тсантса в Европе была еще неизвестна.

Спрос рождает предложение

Цивилизация, которая пришла в конце XIX – начале XX века в джунгли Южной Америки, наверное, принесла что-то хорошее диким племенам, но в основном очень сильно их испортила. Именно европейские поселенцы, путешественники и коллекционеры, желающие получить тсантса в качестве сувенира, и создали в то время огромный спрос на военные трофеи хиваро.

Представители племени хиваро / ©Иллюстрация из книги М. У. Стирлинг “Историко-этнографический материал об индейцах племени хиваро”, 1933 год

Индейцы сначала очень неохотно расставались со своими тсантса, все-таки для них это были священные вещи. Хиваро не нужны были деньги или крепкий европейский алкоголь, но в итоге нашлось то, что перевесило чашу весов — огнестрельное оружие. На рубеже XIX–XX веков одну уменьшенную голову можно было получить в обмен на современную винтовку. Огнестрельное оружие в руках индейцев мира не принесло и межплеменные войны вспыхнули с новой силой, что было на руку всем желающим купить тсантса, но огромный рынок сбыта было сложно насытить — Европу и Северную Америку наводнили подделки.

Дмитрий Милосердов: «В качестве материалов предприимчивые граждане использовали купленные в моргах головы бездомных, головы обезьян и других животных». Нельзя сказать, что производство тсантса «на экспорт» когда-либо поощрялось — на государственном уровне этот ритуал, а также продажу и покупку голов, запретили в 1920-1930-х годах, но, по слухам, объявления о продаже индейских трофеев можно было встретить в европейских газетах и в 1950-х. Интерес к этим сувенирам не иссякал и после запрета, особенно у богатых коллекционеров, которые, как говорят, держали на своих стенах целые коллекции голов, поэтому были даже попытки перевести это на промышленную основу в другие страны.

Дмитрий Милосердов: «Некоторые выходцы из Эквадора, например, метисы, которые имели некоторое представление о методах изготовления уменьшенных голов, уезжали в Африку и при поддержке криминала начинали массовое изготовление подделок, поэтому на черном рынке нередко можно было встретить головы африканцев, а иногда и европейцев».

Африканские головы

В 2012 году один российский научно-популярный журнал опубликовал историю, якобы основанную на реальных событиях. Она произошла в 1970-х с немецким юристом, который в одном из магазинов Гамбурга обнаружил уменьшенную голову собственного сына, пропавшего в Африке. Он выкупил голову и, конечно, обратился в полицию, которая ничем помочь не смогла. Тогда за дело взялся частный детектив и поддельные тсантса привели его в Банги — столицу Североафриканской Республики. К слову, в то время страной правил один из самых кровавых диктаторов в истории — Жан Бедель Бокасса (Бокасса I), который имел привычку держать в холодильнике части тел и внутренние органы своих врагов (часто убитых им лично) и даже слыл каннибалом. Неудивительно, что именно в этой стране обосновались торговцы головами.

Жан Бедель Бокасса / ©Википедия

Пообщавшись с местными жителями и приезжими европейцами-бизнесменами, сыщик выяснил, что в городе действует целый синдикат по производству и торговле головами, а главным «головоделом» является эквадорец, владеющий технологией. Недостатка в «материале» бандиты не испытывали — в ход шли и умершие своей смертью, и жертвы криминальных разборок, и похищенные белые горе-бизнесмены.

Так это или нет, но в последний раз немецкого детектива видели запрыгивающим в грузовик с трупами, который направлялся к охраняемому особняку, где находился страшный конвейер. Какой смертью умер детектив остается только догадываться. А вот подробности происходившего на самой вилле вскрылись только после свержения короля-людоеда в 1979 году. Между тем, тсантса, которые приезжали в Европу из Банги, через какое-то время начинали гнить — работающий на бандитов эквадорец, может, и знал «рецепт», но не все растения, которые использовали хиваро, можно было найти в Африке.

Тсантса сейчас

Несмотря на то, что кровная месть и изготовление тсантса были запрещены еще в первой половине XX века, есть твердое доказательство того, что в 1960-х хиваро все еще обращались с врагами по старинке — это документальная пленка, запечатлевшая полный ритуал изготовления тсантса и последующий обряд. Автор пленки — польский путешественник Эдмунд Белявский, который в 1961 году вместе с командой отправился в джунгли Амазонки. Экспедиция, которая была рассчитана на шесть месяцев, растянулась на три года. За время путешествия часть отснятых пленок и оборудования была утеряна, но путешественникам все-таки удалось привезти домой уникальный материал.

Почти полвека оставалось загадкой, что за ритуал снял Белявский и даже в какой стране это происходило, пока в 2009 году американский писатель и путешественник Пирс Джиббсон не решился пройти по стопам польского исследователя. Джиббсон вознамерился желанием убедиться в подлинности пленки, по возможности найти свидетелей того ритуала и выяснить, практикуют ли современные хиваро «искусство» предков. Результатом поисков американца стал фильм «Амазония: зловещий ритуал», представленный в 2009 году на телеканале National Geographic.

Герои фильма — современные хиваро, живущие в провинции Морона-Сантьяго на востоке Эквадора: они носят европейскую одежду, служат в армии и посещают католическую церковь, правда, на христианской службе можно увидеть танцы, напоминающие ритуальные пляски, которыми раньше завершали изготовление тсантса. По словам местного священника, хиваро больше не делают тсантса, но кое-кто все-таки готов заниматься этим ради денег. Спрос на подобные сувениры до сих пор есть, поэтому иногда случаются страшные находки в виде обезглавленных трупов. Но он подчеркивает, что в этом виноваты деньги, а не традиции хиваро.

Жители из разных деревень, тоже говорят об изготовлении сушеных голов, как о забытой традиции, не отрицая при этом, что кровная месть и самосуд в этих местах до сих пор не редкость. Например, шамана, который убил одного из вождей, местные жители поймали, убили и сожгли. Кстати, погибший вождь подозревал шамана в изготовлении тсантса на продажу. Удалось Джиббсону найти и деревню, в которой полвека назад снял свой фильм Белявский. Путешественника даже познакомили с братом вождя, запечатленного на пленке.

Все подтвердилось — на ярких и по-своему будничных кадрах индеец варит и сушит настоящую человеческую голову. Что касается главного вопроса — жива ли традиция обезглавливания врагов у хиваро, то на него Джиббсон однозначно ответить не смог.

Дмитрий Милосердов: «Думаю, они до сих пор этим занимаются. Что касается того, из кого они могут сейчас делать тсантса: во-первых, они могут конфликтовать с племенами, которые находятся на таком же уровне развития, а, во-вторых, их жертвами могут стать туристы, золотоискатели и охотники за древними артефактами. Ни для кого не секрет, что европейцы, которые отправляются в такие места, как джунгли Новой Гвинеи или севера Амазонки, очень часто не возвращаются обратно. Конечно, часть путешественников исчезает, не справившись с дикой природой — глубокими водами, хищными животными, погодными явлениями, но часть наверняка сталкивается с племенами и заканчивает свою жизнь в их руках».

Что же будет с головой, хранящейся в Дарвиновском музее, будет ли она показана посетителям? Нам ответили, что это возможно. Но сначала нужно подготовить специализированную выставку по Южной Америке, поэтому в ближайшем будущем всем желающим, вероятно, тсантсу увидеть не удастся. Будем ждать.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Вчера, 11:52
Игорь Байдов

Американская компания JetZero, которая обещает произвести фурор в гражданской авиации, получила сертификат летной годности на испытания уменьшенной копии разрабатываемого ею сверхэффективного реактивного авиалайнера со «смешанным крылом». Предстоящая программа летных испытаний будет направлена на оценку летно-технических характеристик самолета, его устойчивости и управляемости.

Вчера, 16:41
Василий Парфенов

Микроскопические животные тихоходки, известные как водяные медведи, славятся своей стойкостью к самым экстремальным условиям окружающей среды: их не могут гарантированно убить даже 10 дней в открытом космосе. Американские ученые смогли успешно воспроизвести один из механизмов рекордной выживаемости тихоходок в культуре человеческих клеток.

Вчера, 18:54
Александр Березин

На протяжении многих лет посадки деревьев позиционировали как средство борьбы с глобальным потеплением. Однако новое исследование показало существенно более сложную картину: похоже, лесопосадки в норме делают обратную работу, поднимая температуры. Причем в ближайшие десятки лет масштаб такого влияния будет довольно большим.

26 марта
Мария Азарова

Исследователи из Южной Кореи на примере супружеских пар проверили, как длина и состояние волос женщин отражаются на влечении к ним мужчин и частоте половых контактов.

Вчера, 11:52
Игорь Байдов

Американская компания JetZero, которая обещает произвести фурор в гражданской авиации, получила сертификат летной годности на испытания уменьшенной копии разрабатываемого ею сверхэффективного реактивного авиалайнера со «смешанным крылом». Предстоящая программа летных испытаний будет направлена на оценку летно-технических характеристик самолета, его устойчивости и управляемости.

Позавчера, 07:27
Полина

Международная команда исследователей проанализировала гены композитора Людвига ван Бетховена. Если оценивать по ним его способности к музыке, они окажутся невыдающимися.

11 марта
Игорь Байдов

Американская компания Stratolaunch сообщила об успешном завершении летных испытаний прототипа гиперзвукового аппарата Talon-A, оснащенного ракетным двигателем. Во время беспилотного полета планер развил сверхзвуковую скорость.

18 марта
Игорь Байдов

Грузовой самолет будут использовать для перевозки 90-метровых лопастей ветряных турбин, которые невозможно доставить по суше из-за размеров. Предполагается, что этот аппарат произведет революцию в сфере возобновляемых источников энергии.

13 марта
Алиса Гаджиева

Древние переселенцы из Анатолии не только устроили геноцид в Скандинавии, но и одарили выживших новыми болезнями.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: