30.12.2022
КНЦ РАН
2 217

Геологи узнали, когда произошло обогащение полосчатых железистых кварцитов на Кольском полуострове благородными металлами

Группа ученых из Геологического института Кольского научного центра РАН и Института динамики геосфер РАН изучила полосчатые железистые кварциты Имандровского железорудного зеленокаменного пояса из окрестностей Оленегорска в Мурманской области. Исследователям удалось определить последовательность и время формирования пород.

Геологи узнали, когда произошло обогащение полосчатых железистых кварцев на Кольском полуострове благородными металлами / ©Getty images

Полосчатые железистые кварциты – широко распространенная в мире горная порода. Она представляет собой чередующиеся полосы, обогащенные то магнетитом, то кварцем. Образовались эти породы в раннем докембрии и в дальнейшем претерпевали разнообразные изменения в зависимости от дислокации.

Изучение полосчатых железистых кварцитов имеет большое значение для понимания эволюции горных пород в ранние периоды истории Земли. Прикладным следствием этого понимания станет возможность прогнозировать состав и свойства горных пород и находить перспективные месторождения полезных руд.

Группа ученых из Геологического института Кольского научного центра РАН и Института динамики геосфер РАН изучила полосчатые железистые кварциты Имандровского железорудного зеленокаменного пояса из окрестностей Оленегорска в Мурманской области. Результаты исследования, проведенного при поддержке РФФИ и гранта РНФ, опубликовал международный журнал International Geology Review. Геологи отобрали образцы пяти характерных пород Оленегорского BIF: тоналитов, гнейсов, амфиболитов, золотоносных скарнов и линз кварцевых цеолитов с переотложенным золотом. Возраст каждой породы определили изотопными методами.

Геологическая схема Кольского полуострова и отобранные геологами образцы железистых кварцев / ©Пресс-служба КНЦ РАН

Ученым удалось определить последовательность и время формирования пород: 2,81 миллиарда лет назад образовались базальтовые протолиты, на уровне 2,75 миллиарда лет произошел метаморфоз в полосчатые железистые кварциты, на уровне 2,65 миллиарда лет образовались золото- и содержащие железосодержащих скарнов с самородными золотом, серебром, висмутом и теллуридами, а в период около 2,55 миллиарда лет – низкотемпературные кварц-цеолитовые жилы с переотложенным золотом.

Распределение редкоземельных элементов свидетельствует о том, что эволюцию горных пород сопровождали значительные окислительно-восстановительные реакции. Полученные данные о температурных режимах и формировании пород сведены в таблицы и ожидают дальнейшего подробного анализа, который прольет свет на закономерности образования и эволюции Фенноскандинавского щита.