Доказана способность нефти из Западной Сибири заживлять раны — Naked Science
ПНИПУ

Доказана способность нефти из Западной Сибири заживлять раны

4.5

Химики Пермского Политеха подтвердили лечебные свойства западносибирской нефти, а также выяснили, какие лекарственные средства на основе «черного золота» наиболее эффективно заживляют раны и снимают воспаления кожи.

Ученые доказали способность нефти из Западной Сибири заживлять раны / ©Getty images

«Нефть в качестве лекарственного средства используют давно. Долгое время в медицинской практике применяли бальнеологическую нафталанскую нефть из Азербайджана и мази на ее основе. Сейчас запасы этого месторождения почти выработаны. Поэтому мы оценили перспективность прямогонных фракций нефти западносибирских месторождений, исследовали ее противовоспалительные и ранозаживляющие свойства.

Легкие нефтепродукты содержат нафтеновые углеводороды и похожи по составу на «черное золото» из Азербайджана», – рассказывает доцент кафедры «Химические технологии» Пермского Политеха, кандидат фармацевтических наук Екатерина Баньковская.

Химики получили различные фракции нефти и подтвердили с помощью экспериментов их фармакологическую эффективность. Это помогло определить, какие из них наиболее перспективны для создания лекарственных средств. Препараты можно применять наружно для лечения кожных заболеваний, считают ученые.
Сначала исследователи получили с промышленной установки фракцию нефти АВТ-5. Далее в лабораторных условиях они разделили ее на более узкие фракции. На основе каждой из них химики приготовили мазевые композиции.

Agilent 7890B – газовый хроматограф для определения углеводородного состава бензиновых фракций / ©Пресс-служба ПНИПУ

Затем ученые под руководством доцента кафедры физиологии Пермской государственной фармацевтической академии Светланы Чащиной провели скрининговые исследования на лабораторных белых крысах. Эксперименты выполнили в соответствии с правилами лабораторной практики при проведении доклинических исследований в РФ и с соблюдением международных рекомендаций Европейской конвенции по защите позвоночных животных и требований по этике.

Чтобы оценить способность мазей снимать воспаления, ученые наносили композиции в количестве 0,3 грамма на поверхность стопы крыс за 30 минут до моделирования воспаления. Через три часа они оценивали показатели торможения отека, сравнивая с контрольной группой. Выяснилось, что наиболее эффективно с воспалениями справились мази, которые содержали фракции нефти АВТ-5-0-60, АВТ-5-95-122, АВТ-5-122-150 и АВТ-5-150-176. Они помогли снять отек до 73,5 процентов быстрее, чем в том случае, когда мазь не использовали.

Для оценки ранозаживляющих свойств композиций ученые наносили на раны по 0,2 грамма каждой мази и сравнивали результаты с контрольной группой животных, которые получали мазевую основу без нефтяных фракций. Через неделю исследователи оценили качество сформировавшихся рубцов. Наиболее эффективно заживляла раны мазь с нефтяной фракцией АВТ-5-95-122.

Ученые выяснили: чем более тяжелые фракции нефти содержат мази и выше температура их кипения, тем эффективнее действуют композиции. В планах исследователей – изучить более тяжелые и темные фракции «черного золота».

ПНИПУ