• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
29.11.2019
ТюмГУ
20 174

Cоцсети изменили тексты о поиске работы

Филологи ТюмГУ фиксируют заметные изменения в текстах объявлений о трудоустройстве. Анализ проводился на примере социальных сетей и выявил разные тактики поиска работы у их пользователей.

Cоцсети изменили тексты о поиске работы / ©gazeta-vp.ru

«Речевые тактики авторов объявлений в социальных сетях, скорее, представляют собой возможность начать общение с читателем, чем попытку найти работу, – говорит сотрудница кафедры русского языка Мария Ветошкина. – Все тексты, размещаемые в соцсетях, стали диалогичными. На это свойство текста повлияла среда его бытования».

Благодаря активному развитию социальных сетей все больше людей используют их для поиска работы. Возможность без особых усилий разместить текст, который прочитает множество людей, а также в режиме реального времени отслеживать, как он распространяется (читать комментарии, считать лайки и репосты) – все это делает соцсети идеальной площадкой для самопрезентации, в том числе и профессиональной.

Изучив объявления, филологи выделили основные тактики их авторов. Одну из них они назвали «перевоплощением», когда пишущий предстает в образе растерянного человека, не представляющего, как ему выйти из непростой жизненной ситуации, и обращается к читателям с горячей просьбой о помощи. Как правило, подобную стратегию используют девушки, поскольку они не боятся показаться неопытными и незнающими. Этот метод применяют 12% пишущих объявления.

При «обобщении» автор поста подает негативную информацию (сложности, связанные с поиском работы и попыткой построить карьеру), как общеизвестную данность, в той или иной степени касающуюся каждого читателя: «Работодателям сложно объяснить долгий перерыв в моей трудовой книжке, поэтому вынуждена искать вакансии по знакомым…» или: «Всем матерям приходится устраиваться в детский сад работать, чтобы туда взяли ребенка». Ожидаемая реакция читателей в этом случае – поддержка автору, раздражение и гнев в связи с актуальностью описываемых проблем.

«Используя эту стратегию, автор текста добивается того же, чего добился бы, применяя высказывания, содержащие обобщение: его личные сложности воспринимаются, как следствие масштабных социальных проблем, а душевные метания – как естественное психическое состояние любого человека, оказавшегося в подобной ситуации, – пояснила соавтор исследования Ольга Гребенкина.

– Прием обобщения используется авторами объявлений наиболее активно, поскольку позволяет привлечь на свою сторону читателей. Отчасти использование этой тактики ставит пишущего в уязвимое положение, поскольку комментаторы могут начать доказывать, что все не так плохо. Но и эта тактика представляется успешной, поскольку, стремясь доказать обратное, читатели-спорщики будут предлагать варианты вакансий, что в итоге поможет автору достичь цели – найти работу».

Используя прием «усиление», автор акцентируется на субъективной макроинформации, преувеличивая значение и обобщая ее. По мнению специалистов, эта стратегия может быть направлена на привлечение внимания работодателя с целью внушить ему чувство стыда. Одновременно с тем «усиление» помогает автору выплеснуть эмоции – раздражение, гнев, усталость и получить сочувствие: «Для тех, кому интересно, что я целый день делаю в интернете и на что уходит мой мобильный трафик – ищу работу, а ее нет!..» Эта стратегия популярна у 9% пишущих объявления.

Тактика «уступка» применяется, когда автор хочет объяснить свой уход с предыдущего места работы и при этом максимально корректно высказаться о бывших коллегах и начальстве: «Настал момент, когда надо двигаться дальше. Спасибо моим коллегам за все. Если вдруг у кого-то есть на примете подходящая мне работа – маякуйте!» На «уступку» идут 4% авторов объявлений.

Когда автор считает неуместным слишком явно хвалить себя, он выбирает тактику «сдвиг»: «Говорят, я доброжелательная, грамотная, усердная…». В некоторых случаях в фокусе «сдвига» оказывается потенциальный работодатель, которому предстоит раскрыть таланты соискателя. В таких случаях текст приобретает оттенок исповеди. По словам Марии Ветошкиной, тактика опасна тем, что, используя ее, соискатель может отпугнуть многих работодателей, которые ищут сотрудников, твердо знающих, чего хотят и имеющих четкое представление о своих достоинствах и недостатках.

Любопытна тактика «контраст», когда автор намеренно увеличивает разницу между своим нынешним социальным статусом и тем, которого он заслуживает. «Выпускник мастерской самого Ивана Иванова (!), то есть я, ищет оплачиваемые проекты…». Используя эту технологию, автор стремится выделиться и вызвать уважение к своим профессиональным запросам, однако может добиться и обратного результата: его самопрезентацию посчитают чванством, полагают эксперты. «Контраст» используют 3% пишущих. 
Те, кто стремится создать образ веселого, общительного человека, выбирают тактику «юмор»: «О себе: кладу плитку, громко пою, профессионально сплю».

Исследователи обратили внимание, что чаще всего авторы текстов объявлений о поиске работы выбирают тактики: «юмор» (97%), «сдвиг» (18%) и «обобщение» (17%), что свидетельствует о желании проявить себя не лидером, выделяющимся на общем фоне, а скорее неконфликтным человеком, разделяющим бытующие в обществе представления и уважающим принятые ценности, а также ждущим от общества поддержки.

Образ потенциального читателя в представлении пишущего объявление размыт: это и сочувствующий друг, и потенциальный работодатель. В связи с этим авторы сочетают несколько стратегий, ориентированных на достижение разных коммуникативных задач, вследствие чего истинная цель создания текста теряется или становится неявной. По мнению филологов, потенциальная диалогичность текстов объявлений представляется интересным объектом для дальнейшего исследования.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Тюменский государственный университет (ТюмГУ) — первый университет Тюменской области, был открыт в 1930 году. Готовит специалистов по 175 направлениям подготовки. Университет входит в число участников Проекта 5-100 — программы повышения международной конкурентоспособности российских вузов среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 17:37
Igor

К неожиданным прорывам в науке могут привести даже пустяковые вещи вроде чаинок в чашке. Парадокс чайного листа только на первый взгляд кажется неважным, но в свое время им заинтересовался Альберт Эйнштейн. Решение парадокса ученый представил на одной из конференций, чем вызвал ажиотаж у академической публики. Докладу немецкого физика уже почти 100 лет, а самому парадоксу — гораздо больше, но исследователи во всем мире продолжают использовать его в своих работах. Например, недавно китайские ученые применили его для изучения концентрации веществ в наножидкостях.

Позавчера, 17:52
Александр Березин

Космический телескоп «Гайя» позволил оценить скорость движения рекордного количества звезд в Млечном Пути, и новые данные оказались крайне неожиданными. Дело не только в том, что его масса упала во много раз: стало ясно, что сама структура Галактики не такая, как думали раньше.

Позавчера, 16:05
ЮФУ

Разработка ученых Института нанотехнологий, электроники и приборостроения ЮФУ потенциально может найти применение в производстве экологически чистого топлива и накопления энергии. Кроме того, технология может значительно повысить эффективность расщепления воды, способствуя переходу к устойчивой энергетике.

Позавчера, 17:52
Александр Березин

Космический телескоп «Гайя» позволил оценить скорость движения рекордного количества звезд в Млечном Пути, и новые данные оказались крайне неожиданными. Дело не только в том, что его масса упала во много раз: стало ясно, что сама структура Галактики не такая, как думали раньше.

26 сентября
Мария Азарова

Ученые применили современные методы, такие как микрокомпьютерная томография, получили сотни рентгеновских изображений и создали 3D-модель. Все для того, чтобы обнаружить следы опухоли во внутренней части черепа человека, жившего в середине IV века нашей эры. Это самый ранний случай менингиомы на Пиренейском полуострове — из тех, что известны науке.

Вчера, 17:37
Igor

К неожиданным прорывам в науке могут привести даже пустяковые вещи вроде чаинок в чашке. Парадокс чайного листа только на первый взгляд кажется неважным, но в свое время им заинтересовался Альберт Эйнштейн. Решение парадокса ученый представил на одной из конференций, чем вызвал ажиотаж у академической публики. Докладу немецкого физика уже почти 100 лет, а самому парадоксу — гораздо больше, но исследователи во всем мире продолжают использовать его в своих работах. Например, недавно китайские ученые применили его для изучения концентрации веществ в наножидкостях.

31 августа
Сергей Васильев

Вопреки предсказаниям, кислород-28 оказался крайне неустойчивым. Физики не успели даже зарегистрировать такие ядра, хотя теоретически они должны быть дважды магическими, а значит — особенно стабильными.

31 августа
Дарья Губина

Тотальная память — плохо для мозга. Чтобы детально запомнить событие, стоит о нем вспоминать как можно реже. Чем больше вы знаете по теме, тем больше новой информации вы запомните. Но если информации будет слишком много, то не вся она будет зафиксирована в мозге. Naked Science разбирается, как сегодня ученые, нейробиологи и психологи объясняют способности нашего мозга запоминать и учиться.

Позавчера, 17:52
Александр Березин

Космический телескоп «Гайя» позволил оценить скорость движения рекордного количества звезд в Млечном Пути, и новые данные оказались крайне неожиданными. Дело не только в том, что его масса упала во много раз: стало ясно, что сама структура Галактики не такая, как думали раньше.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: