29.11.2019
ТюмГУ

Cоцсети изменили тексты о поиске работы

Филологи ТюмГУ фиксируют заметные изменения в текстах объявлений о трудоустройстве. Анализ проводился на примере социальных сетей и выявил разные тактики поиска работы у их пользователей.

Cоцсети изменили тексты о поиске работы / ©gazeta-vp.ru

«Речевые тактики авторов объявлений в социальных сетях, скорее, представляют собой возможность начать общение с читателем, чем попытку найти работу, – говорит сотрудница кафедры русского языка Мария Ветошкина. – Все тексты, размещаемые в соцсетях, стали диалогичными. На это свойство текста повлияла среда его бытования».

Благодаря активному развитию социальных сетей все больше людей используют их для поиска работы. Возможность без особых усилий разместить текст, который прочитает множество людей, а также в режиме реального времени отслеживать, как он распространяется (читать комментарии, считать лайки и репосты) – все это делает соцсети идеальной площадкой для самопрезентации, в том числе и профессиональной.

Изучив объявления, филологи выделили основные тактики их авторов. Одну из них они назвали «перевоплощением», когда пишущий предстает в образе растерянного человека, не представляющего, как ему выйти из непростой жизненной ситуации, и обращается к читателям с горячей просьбой о помощи. Как правило, подобную стратегию используют девушки, поскольку они не боятся показаться неопытными и незнающими. Этот метод применяют 12% пишущих объявления.

При «обобщении» автор поста подает негативную информацию (сложности, связанные с поиском работы и попыткой построить карьеру), как общеизвестную данность, в той или иной степени касающуюся каждого читателя: «Работодателям сложно объяснить долгий перерыв в моей трудовой книжке, поэтому вынуждена искать вакансии по знакомым…» или: «Всем матерям приходится устраиваться в детский сад работать, чтобы туда взяли ребенка». Ожидаемая реакция читателей в этом случае – поддержка автору, раздражение и гнев в связи с актуальностью описываемых проблем.

«Используя эту стратегию, автор текста добивается того же, чего добился бы, применяя высказывания, содержащие обобщение: его личные сложности воспринимаются, как следствие масштабных социальных проблем, а душевные метания – как естественное психическое состояние любого человека, оказавшегося в подобной ситуации, – пояснила соавтор исследования Ольга Гребенкина.

– Прием обобщения используется авторами объявлений наиболее активно, поскольку позволяет привлечь на свою сторону читателей. Отчасти использование этой тактики ставит пишущего в уязвимое положение, поскольку комментаторы могут начать доказывать, что все не так плохо. Но и эта тактика представляется успешной, поскольку, стремясь доказать обратное, читатели-спорщики будут предлагать варианты вакансий, что в итоге поможет автору достичь цели – найти работу».

Используя прием «усиление», автор акцентируется на субъективной макроинформации, преувеличивая значение и обобщая ее. По мнению специалистов, эта стратегия может быть направлена на привлечение внимания работодателя с целью внушить ему чувство стыда. Одновременно с тем «усиление» помогает автору выплеснуть эмоции – раздражение, гнев, усталость и получить сочувствие: «Для тех, кому интересно, что я целый день делаю в интернете и на что уходит мой мобильный трафик – ищу работу, а ее нет!..» Эта стратегия популярна у 9% пишущих объявления.

Тактика «уступка» применяется, когда автор хочет объяснить свой уход с предыдущего места работы и при этом максимально корректно высказаться о бывших коллегах и начальстве: «Настал момент, когда надо двигаться дальше. Спасибо моим коллегам за все. Если вдруг у кого-то есть на примете подходящая мне работа – маякуйте!» На «уступку» идут 4% авторов объявлений.

Когда автор считает неуместным слишком явно хвалить себя, он выбирает тактику «сдвиг»: «Говорят, я доброжелательная, грамотная, усердная…». В некоторых случаях в фокусе «сдвига» оказывается потенциальный работодатель, которому предстоит раскрыть таланты соискателя. В таких случаях текст приобретает оттенок исповеди. По словам Марии Ветошкиной, тактика опасна тем, что, используя ее, соискатель может отпугнуть многих работодателей, которые ищут сотрудников, твердо знающих, чего хотят и имеющих четкое представление о своих достоинствах и недостатках.

Любопытна тактика «контраст», когда автор намеренно увеличивает разницу между своим нынешним социальным статусом и тем, которого он заслуживает. «Выпускник мастерской самого Ивана Иванова (!), то есть я, ищет оплачиваемые проекты…». Используя эту технологию, автор стремится выделиться и вызвать уважение к своим профессиональным запросам, однако может добиться и обратного результата: его самопрезентацию посчитают чванством, полагают эксперты. «Контраст» используют 3% пишущих. 
Те, кто стремится создать образ веселого, общительного человека, выбирают тактику «юмор»: «О себе: кладу плитку, громко пою, профессионально сплю».

Исследователи обратили внимание, что чаще всего авторы текстов объявлений о поиске работы выбирают тактики: «юмор» (97%), «сдвиг» (18%) и «обобщение» (17%), что свидетельствует о желании проявить себя не лидером, выделяющимся на общем фоне, а скорее неконфликтным человеком, разделяющим бытующие в обществе представления и уважающим принятые ценности, а также ждущим от общества поддержки.

Образ потенциального читателя в представлении пишущего объявление размыт: это и сочувствующий друг, и потенциальный работодатель. В связи с этим авторы сочетают несколько стратегий, ориентированных на достижение разных коммуникативных задач, вследствие чего истинная цель создания текста теряется или становится неявной. По мнению филологов, потенциальная диалогичность текстов объявлений представляется интересным объектом для дальнейшего исследования.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Тюменский государственный университет (ТюмГУ) — первый университет Тюменской области, был открыт в 1930 году. Готовит специалистов по 175 направлениям подготовки. Университет входит в число участников Проекта 5-100 — программы повышения международной конкурентоспособности российских вузов среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
Позавчера, 12:24
Ольга Иванова

Шведские психологи показали: те, кто доверяет астрологии, как правило, обладают более низким уровнем интеллекта и большей самовлюбленностью по сравнению с теми, кто в нее не верит.

Позавчера, 15:17
Василий Парфенов

Польские ученые-полярники засняли редкое событие — охоту полярного медведя не на морскую добычу, а наземную. Правда, молниеносная атака все равно произошла в воде. Подобное поведение северного хищника впервые удалось запечатлеть на видео.

Позавчера, 05:30
Мария Азарова

Ученые из США представили альтернативный молекулярный механизм образования меланоцитарного невуса, который согласуется как с экспериментальными, так и с клиническими наблюдениями.

25 ноября
НИУ ВШЭ

Мобильные ученые публикуются в индексируемых журналах в два раза чаще. К такому выводу пришли исследователи из НИУ ВШЭ.

25 ноября
Илья Ведмеденко

Российские инженеры спроектировали самолет для межконтинентальных полетов в стратосфере. Его можно назвать условным аналогом британского Skylon.

26 ноября
Анастасия Михалева

За всю историю исследования в космосе побывали более 500 человек. В океан на глубину более 10 километров спускались всего трое. Мы до сих пор знаем о Мировом океане и его обитателях недопустимо мало.

3 ноября
Ольга Иванова

Исследований на эту тему, как ни странно, мало, хотя предположений — великое множество. По мнению ученых из Венгрии, одна из причин такого поведения — высокая концентрация внимания на речи хозяина, а еще это означает, что собака слышит знакомое слово.

12 ноября
Мария Азарова

Кошки оказывались сбиты с толку, когда их человек, как им казалось, «телепортировался» в новое, неожиданное место. Однако они не реагировали таким же образом на чужих людей или других животных.

2 ноября
Мария Азарова

Авторы новой работы на примере Шотландии определили характеристики людей, умерших от Covid-19, хотя они были привиты, а также выявили основные предикторы смертности.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: