У бактерий нашли осязание - Naked ScienceNaked Science
27.10.2017, 16:21
Naked Science

У бактерий нашли осязание

Одноклеточные оказались способны чувствовать прикосновение.

caulobacter-791x1024

У бактерий нет нервной системы, а движения почти хаотичны. Известно, что бактерии умеют двигаться к полезным для них объектам — например пище — с помощью хемотаксиса (реакции на химический раздражитель). В этом году четверо швейцарских микробиологов установили, что кроме хемотаксиса у бактерий есть нечто вроде осязания — способность чувствовать прикосновения.

Чувство поверхности очень важно для бактерий: отчасти благодаря ему они узнают подходящие для жизни места (например, стенки кишечника или слизистые оболочки). Способность чувствовать прикосновения направляет движение бактерий и помогает колонизировать большие участки подходящей поверхности. Успех инфекции тоже часто зависит от бактериального «чувства локтя»: благодаря ему бактерии образуют пленки — сообщества из миллионов клеток, более устойчивые к антибиотикам, чем отдельные группы бактерий.

У многих бактерий есть жгутики — органоиды, которым одноклеточные пользуются как веслом. В движение жгутик приводит мембранный мотор. Швейцарские биологи выяснили, что именно благодаря мотору безвредные для человека бактерии Caulobacter crescentus способны чувствовать прикосновение к поверхности и реагировать на него. Жгутик C. crescentus выступает в качестве щупа; натыкаясь на препятствие, его рецепторы запускают каскад реакций,который завершается активным синтезом липких полисахаридов, с помощью которых бактерия прикрепляется к поверхности.