Наркоманов стало возможно выявить по отпечатку пальца — Naked Science
Никита Шевцов

Наркоманов стало возможно выявить по отпечатку пальца

Ученые использовали современные методы анализа и создали тест, который может определить, принимал ли человек наркотики, даже после того, как он тщательно вымыл руки.

Наркоманов стало возможно выявить по отпечатку пальца

Команда ученых из Университета Суррея подробно описала, как они использовали масс-спектрометрию высокого разрешения для создания способа обнаружения героина по отпечаткам пальцев. Новая тест-система способна выявить героин, его метаболит 6-моноацетилморфин (6-АМ) и другие аналиты, связанные с этим веществом.

В ходе своей работы исследователи сняли отпечатки пальцев у людей, обратившихся за лечением в наркологические реабилитационные центры и принимавших кокаин или героин в течение предыдущих 24 часов. С каждого пальца правой руки были сняты отпечатки пальцев, после чего участникам предложили тщательно вымыть руки с мылом и водой, а затем носить нитриловые перчатки в течение определенного периода времени. После этого ученые повторно снимали отпечатки у пациентов. Этот же процесс использовался для сбора образцов от 50 лиц, не употребляющих наркотики.

На каждом таком отпечатке содержались образцы соединений, с которыми человек имел контакт. Даже после непродолжительного контакта в порах могли остаться молекулы наркотика, которые в той или иной мере не смывались и после мытья рук. Собирая эти вещества с отпечатков пальцев и проводя их анализ, исследователи могли определить их молекулярный состав, который отличался для групп лиц, в разной степени имевших отношение к употреблению наркотиков.

Исследователи обнаружили, что технология была способна идентифицировать следы героина и 6-AM не только на руках наркоманов, но и в случае, если человек обрабатывал наркотик, просто прикасался к нему или пожимал руку наркоману. Также ученые смогли отличить качество употребляемого больными вещества. Они обнаружили, что при употреблении героина или кокаина более низкого качества на руках обнаруживаются следы таких соединений, как морфин, носкапин и ацетилкодеин.

Ученые считают, что их разработка сделает общество безопаснее и поможет быстрее выявить людей с наркозависимостью и помочь им. Также авторы работы предполагают, что их технология найдет применение в других областях: например, для подтверждения того, принимает ли пациент свои лекарства.

Российские химики получили наноконтейнеры для лекарств из металлоорганического материала на основе циркония и терефталевой кислоты. Они могут долго удерживать препарат благодаря оптимальному размеру и пористости, а также нетоксичны. Свою разработку исследователи успешно протестировали на культуре клеток с применением лейцина — аминокислоты, которая не синтезируется в клетках животных и должна поступать извне.