12 марта
Руслан Зораб

Забывание потребовало больше усилий, чем запоминание

Исследовав реакцию височной доли, ученые обнаружили, что ее активность выше во время намеренного подавления памяти.

Биологи из Техасского университета в Остине провели небольшое исследование с участием добровольцев и выяснили, что активность их височной доли повышалась при забывании информации — в сравнении с запоминанием. Работа опубликована в журнале Journal of Neuroscience.

Предыдущие исследования по сравнению процессов забвения и запоминания сосредотачивались на таких зонах мозга, как префронтальная кора и гиппокамп. Первая участвует в организации сложного когнитивного поведения, например в процессе принятия решений, а вторая — центр консолидации памяти. Авторы статьи сосредоточились на височной доле — зоне, которая совместно с гиппокампом участвует в формировании долговременной памяти и вместе с тем обрабатывает визуальную и слуховую информацию.

В ходе небольшого опыта ученые показывали мужчинам и женщинам серию разных картинок и в процессе просили запомнить одни и забыть другие. Добровольцы не имели психических и неврологических заболеваний. Во время показа картинок авторы следили за работой вентральной височной доли при помощи магнитно-резонансной томографии (МРТ).

Сканирование показало, что, когда люди пытались забыть изображение, активность височной доли становилась более выраженной по сравнению с запоминанием, но не достигала пика. Исследователи назвали ее умеренной активацией (moderate activation). Открытие согласуется с гипотезой немонотонной пластичности (non-monotonic plasticity hypothesis), которая предсказывала, что умеренное возбуждение должно приводить к ослаблению синапсов.

Кроме того, ученые заметили другую интересную особенность: люди успешнее забывали сцены окружения, чем лица. Авторы связывают это с эмоциональной окраской, которая в случае с человеческим лицом может влиять на успешное ненамеренное запоминание.

Исследование процессов забывания необходимо не только для понимания фундаментальных принципов работы мозга, но и для развития фармацевтических препаратов, которые помогли бы бороться с травмирующими воспоминаниями.

В прошлом году психологи из Университета штата Мичиган провели два опыта с большими выборками, которые показали, что в памяти людей события откладываются во временном порядке, даже если они никак между собой не связаны.