Забывание потребовало больше усилий, чем запоминание
12.03.2019

Забывание потребовало больше усилий, чем запоминание

Исследовав реакцию височной доли, ученые обнаружили, что ее активность выше во время намеренного подавления памяти.

Биологи из Техасского университета в Остине провели небольшое исследование с участием добровольцев и выяснили, что активность их височной доли повышалась при забывании информации — в сравнении с запоминанием. Работа опубликована в журнале Journal of Neuroscience.

Предыдущие исследования по сравнению процессов забвения и запоминания сосредотачивались на таких зонах мозга, как префронтальная кора и гиппокамп. Первая участвует в организации сложного когнитивного поведения, например в процессе принятия решений, а вторая — центр консолидации памяти. Авторы статьи сосредоточились на височной доле — зоне, которая совместно с гиппокампом участвует в формировании долговременной памяти и вместе с тем обрабатывает визуальную и слуховую информацию.

В ходе небольшого опыта ученые показывали мужчинам и женщинам серию разных картинок и в процессе просили запомнить одни и забыть другие. Добровольцы не имели психических и неврологических заболеваний. Во время показа картинок авторы следили за работой вентральной височной доли при помощи магнитно-резонансной томографии (МРТ).

Сканирование показало, что, когда люди пытались забыть изображение, активность височной доли становилась более выраженной по сравнению с запоминанием, но не достигала пика. Исследователи назвали ее умеренной активацией (moderate activation). Открытие согласуется с гипотезой немонотонной пластичности (non-monotonic plasticity hypothesis), которая предсказывала, что умеренное возбуждение должно приводить к ослаблению синапсов.

Кроме того, ученые заметили другую интересную особенность: люди успешнее забывали сцены окружения, чем лица. Авторы связывают это с эмоциональной окраской, которая в случае с человеческим лицом может влиять на успешное ненамеренное запоминание.

Исследование процессов забывания необходимо не только для понимания фундаментальных принципов работы мозга, но и для развития фармацевтических препаратов, которые помогли бы бороться с травмирующими воспоминаниями.

В прошлом году психологи из Университета штата Мичиган провели два опыта с большими выборками, которые показали, что в памяти людей события откладываются во временном порядке, даже если они никак между собой не связаны.