10.06.2020

Яйцеклетка самостоятельно выбирает сперматозоиды при помощи химических сигналов

4.5

Результаты исследования показали, что взаимодействие между человеческими яйцеклетками и сперматозоидами зависит от конкретной идентичности вовлеченных женщин и мужчин.

Оплодотворение яйцеклетки
Оплодотворение яйцеклетки in vitro / © Getty Images

Согласно новому исследованию ученых из Стокгольмского и Манчестерского университетов, человеческие яйцеклетки используют химические сигналы для привлечения сперматозоидов — и они не обязательно должны принадлежать партнеру женщины. Работа, опубликованная в издании Proceedings of the Royal Society B, предполагает, что выбор сперматозоида продолжается после полового акта и что яйцеклетки могут “отдавать предпочтение” одним сперматозоидам перед другими.

«Человеческие яйцеклетки выделяют химические вещества, называемые хемоаттрактантами (после соединения со специальными рецепторами лейкоцитов и мононуклеаров они вызывают их передвижение по градиенту концентрации хемоаттрактантов. — Прим. ред.), которые привлекают сперматозоиды к неоплодотворенным яйцеклеткам. Мы хотели знать, используют ли яйцеклетки эти химические сигналы, чтобы выбрать, какие именно сперматозоиды привлечь», — говорит Джон Фитцпатрик, доцент Стокгольмского университета.

Во время опытов ученые исследовали, как в чашке Петри сперматозоиды реагируют на фолликулярную жидкость — сложную биологическую среду, продукт клеток гранулезы, окружающую ооцит (женский гаметоцит, или половая клетка, участвующая в размножении) в период его созревания и содержащую хемоаттрактанты. Одной из целей работы было выяснить, “предпочитают” ли фолликулярные жидкости от разных женщин сперматозоиды одних мужчин больше, чем от других.

«Фолликулярная жидкость от одной женщины лучше привлекала сперматозоиды от одного мужчины, в то время как фолликулярная жидкость от другой “отдавала предпочтение” сперматозоидам другого мужчины. <…> Это показывает, что взаимодействие между человеческими яйцеклетками и сперматозоидами зависит от конкретной идентичности вовлеченных женщин и мужчин», — добавляет Фитцпатрик.

Таким образом, делают вывод авторы работы, “выбор” яйцеклетки действительно не всегда может в точности соответствовать выбору женщины: в результате исследования они обнаружили, что яйцеклетку не обязательно могут “привлекать” именно сперматозоиды партнера ее хозяйки.

Как объясняют ученые, перед сперматозоидами стоит лишь одна задача — оплодотворять яйцеклетку, поэтому для них нет смысла быть “разборчивыми”. Яйцеклетки, с другой стороны, могут извлечь пользу, выбрав высококачественную или генетически совместимую сперму.

«Идея о том, что яйцеклетки выбирают сперматозоиды, действительно нова для фертильности человека, — рассказал профессор Дэниел Брисон, научный руководитель отделения репродуктивной медицины в больнице Сент-Мэри и старший автор работы. — Исследования взаимодействия яйцеклеток и сперматозоидов будут способствовать лечению бесплодия и могут в итоге помочь нам понять некоторые из необъяснимых на сегодня причин бесплодия в парах».

Ранее ученые разработали новую технологию выбора пола при искусственном оплодотворении и обнаружили, что «старые» сперматозоиды дают более здоровое потомство.