Мария Кривоченко
3 302

Вьетнамская закуска из свинины подсказала, как сохранить свежесть продуктов

2.2

Ученые обнаружили в традиционной вьетнамской закуске нэм чуа соединение, которое убивает бактерии. Оно безопасно для человека и может быть натуральным консервантом.

Соединение из нэм чуа поможет сохранить свежесть продуктов / ©Vietnam Discovery Travelхранить свежесть продуктов / ©Vietnam Discovery TraveL

Нэм чуа — закуску из ферментированной свинины — едят сырой. Но она не вызывает пищевое отравление, если ее правильно приготовить. Команда из Мельбурнского королевского технологического университета, Австралия, исследовала, почему это блюдо не портится. Подробности работы опубликованы в журнале Process Biochemistry.

Ученые заинтересовались нэм чуа во время поездки во Вьетнам. Они заметили, что местные, часто употребляют закуску из свинины — сырое мясо не портилось даже несмотря на жаркий и влажный климат. Группа подробно изучила блюдо и обнаружила в нем новый тип убивающего бактерии соединения — плантациклин B21AG.

Плантациклин B21AG входит в группу соединений, известных как бактериоцины. Их вырабатывают бактерии — для уничтожения штаммов-конкурентов. Бактериоцины образуют отверстия в мембранах бактерий-мишеней. В итоге содержимое клеток просачивается наружу — и бактерия погибает. Проблема работы с такими соединениями в том, что они работают только против одного или двух типов бактерий. А также не очень устойчивы к различным условиям окружающей среды.

Соединение, полученное из нэм чуа, оказалось более устойчивым, чем бактериоцины, которые сегодня используют как консерванты. Так, оно может выдержать нагревание до 90 градусов Цельсия в течение 20 минут и остается стабильным при высоких и низких уровнях рН. Также оно способно уничтожить ряд болезнетворных организмов, которые обычно встречаются в пище. Среди них и потенциально опасные для жизни листерии, которые могут выжить при охлаждении и замораживании.

Ученые отметили, что при этом соединение безопасно для людей. И у него нет характерного вкуса и запаха.

Также команда выяснила, какие условия лучше всего подходят для производства бактериоцина. Нужные бактерии растут при температуре 30-37 градусов Цельсия в Агаре МРС (селективной питательной среде, предназначенной для роста лактобацилл в лабораторных условиях).

Исследователи предложили использовать плантациклин B21AG как консервант, чтобы сохранять свежесть продуктов. И уже намерены добавить его к еде — чтобы проверить эффективность.

Также команда начала экспериментировать с методами дальнейшей очистки соединения. В будущем, отмечают ученые, плантациклин B21AG можно будет использовать и в антибиотиках. «Мы надеемся, что это может быть эффективным и безопасным способом сохранить свежесть продуктов и справиться с пищевыми отравлениями», — подытожил Оливер Джонс, соавтор работы.