Закрыть10

Ученые продемонстрировали репродуктивный паразитизм «пчел-повстанцев»

Некоторые рабочие пчелы сохраняют способность откладывать яйца и пользуются этим, выводя потомство в чужих гнездах.

Колонии пчел многочисленны и зачастую расположены в тесном соседстве, так что рабочие особи нередко путаются. По некоторым данным, до 40 процентов их в улье могут быть «эмигрантками». Как правило, они трудятся усердно и не подумывают о «гнездовом паразитизме», которым известны, например, кукушки или пчелиные родственники шмели-кукушки, выбрасывающие хозяев из гнезда. Однако случаются и исключения — на них указала новая работа Каролины Кузевски (Karolina Kuszewska) и ее коллег из Ягеллонского университета в Кракове.

Авторы статьи, опубликованной в журнале Ecology & Evolution, обратились к обнаруженному ими в 2012 году феномену «пчел-повстанцев» (rebel honeybees) — небольшой группе рабочих особей, сохраняющих способность развить нормальные яичники. Это развитие запускается при отсутствии феромонов, исходящих от матки-царицы, и заставляет «повстанцев» начать откладывать неоплодотворенные яйца, из которых впоследствии разовьются трутни-самцы. Как правило, это происходит в недавно родившейся колонии и позволяет ей добиться большей генетической однородности.

Однако, случайно очутившись в чужом гнезде, особи-«повстанцы» могут превратиться в самых настоящих репродуктивных паразитов, откладывая яйца, из которых появятся трутни, имеющие все шансы спариться с царицей и оставить потомство. Такой механизм должен стимулироваться эволюцией. Действительно, Кузевски и ее соавторы показали, что в отсутствие собственной царицы лишь три-восемь процентов обычных рабочих особей покидают семью и отправляются на поиски новой, но среди «пчел-повстанцев» число таких «авантюристов» достигает трети (от 21 до 39 процентов, по данным новой работы).

«Когда есть королева, лучшей стратегией рабочей особи будет работа на свою семью, — объясняют ученые. — Если же королевы нет, можно попробовать паразитировать на других колониях». Такой «репродуктивный паразитизм» позволяет вывести потомство за чужой счет и сохранить по крайней мере часть генов семьи, которая без царицы может и вовсе погибнуть.

Биология

Единственные во всей невообразимо большой вселенной?...
Ну. Уже есть. Но, опять же, почти ничего не видео.
Просто девочки играют в более тупые игры :)
не ‹Кузевски› , а ‹КуШевски› !