• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
06.12.2022
Александра Медведева
928

Ученые реконструировали фермент возрастом два миллиарда лет

4.3

Немецкие биохимики воссоздали бактериальный фермент возрастом два миллиарда лет (он катализировал химические реакции в клетках бактерий) и сравнили с его современными потомками, которые оказались более эффективны. Исследование позволило узнать много нового об эволюции и свойствах бактериальных ферментов.

© Diana Smikalla / Автор: Александр Литвинов

Ученые из Университета Лейпцига (Германия) реконструировали древний фермент — тРНК-нуклеотидилтрансферазу. Эти белки присоединяют три нуклеотида к транспортным РНК, чтобы те впоследствии могли поставлять аминокислоты для синтеза белков. С помощью филогенетических реконструкций исследователи воссоздали кандидата на роль предковой тРНК-нуклеотидилтрансферазы, которая катализировала реакции в клетках бактерий около двух миллиардов лет назад. Затем ученые сравнили свойства полученного фермента с его современным аналогом. Результаты исследования опубликованы в журнале Molecular Biology and Evolution.

Оказалось, оба фермента работают с одинаковой точностью, но реакция проходит по-разному. Современный фермент многократно прерывает свою активность. На протяжении десятилетий биохимики не могли понять, в чем эволюционное преимущество такой реакции. Только сравнение с древним ферментом позволило разгадать эту загадку.

Реконструкция фермента представляла собой трехэтапный процесс. Сперва авторы провели в базах данных поиск современных тРНК-нуклеотидилтрансфераз, чтобы изучить их аминокислотные последовательности, которые потом ученые использовали для вычисления того, как должна была выглядеть предковая последовательность. Затем нужную последовательность гена, кодирующую древний предмет, вводили бактериальным клеткам, синтезировавшим желаемый белок.

Как и организмы, ферменты оптимизируются в процессе эволюции. Катализ, совершаемый ферментом, обычно протекает быстрее и лучше, когда белок прочно связывает свой субстрат. Реконструированный предковый фермент делает именно это: крепко держится за свой субстрат — транспортную РНК — и прикрепляет к ней три нуклеотида. Современные тРНК-нуклеотидилтрансферазы, напротив, работают поэтапно, с паузами, во время которых выпускают свой субстрат. Однако при этом они гораздо быстрее и эффективнее своих предков-предшественников.

Объяснение кроется в явлении обратной реакции, при которой уже прикрепленные нуклеотиды повторно удаляются ферментом. В то время как сильное связывание предкового фермента с субстратом приводило к последующему удалению, обратная реакция современных ферментов почти полностью предотвращается благодаря паузам, и это позволяет им работать эффективнее предшественников.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Позавчера, 17:49
Адель Романенкова

Красный сверхгигант Бетельгейзе в созвездии Ориона больше всего известен признаками «скорого» взрыва сверхновой, но недавно к этому добавились новые подозрения: о том, что она может быть двойной. Теперь астрономы пытаются выяснить, что представляет собой ее напарник. Недавние наблюдения привели к выводу, что это явно не белый карлик и не нейтронная звезда. Предполагают, что на самом деле это протозвезда.

Вчера, 10:53
Полина Меньшова

Мурлыканье кошек оказалось связано с типом гена андрогенового рецептора. Закономерности, объясняющие поведение домашних питомцев, обнаружили ученые из Японии.

Вчера, 10:02
Юлия Трепалина

Ученые отследили происхождение грибка Pseudogymnoascus destructans — возбудителя «синдрома белого носа», который за последние десятилетия едва не истребил некоторые виды летучих мышей в США и Канаде. Также специалисты предупредили о ранее неизвестной генетической разновидности патогена, которая грозит североамериканским рукокрылым новыми вспышками заболевания.

26 мая
Unitsky String Technologies Inc.

Казахстанский Алматы — город контрастов, где горы соседствуют с урбанистическими пейзажами, а бизнес-центры — с историческими кварталами. Неизменным остается одно — пробки. Ежедневно сюда приезжает более 700 тысяч автомобилей из пригородов, при этом в самом мегаполисе зарегистрировано порядка 600 тысяч транспортных средств. В результате по улицам ежедневно движется более миллиона транспортных средств.

27 мая
Любовь Соковикова

Хотя попытки объединить квантовую теорию и гравитацию десятилетиями терпели неудачу, ученые продолжают выдвигать новые, порой крайне спорные гипотезы. Авторы нового исследования, например, предложили посмотреть на гравитацию так же, как на другие фундаментальные силы природы — через симметрии и поля.

26 мая
Адель Романенкова

Большинство известных экзопланет в зоне потенциальной обитаемости — газовые гиганты, но ученые не спешат вычеркивать их из списка интересных для поиска внеземной жизни: у них могут быть каменистые луны с собственной атмосферой и гидросферой.

6 мая
Редакция Naked Science

Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.

6 мая
Александр Березин

Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?

2 мая
Unitsky String Technologies Inc.

Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно