А у нас самое большое научное СМИ в Telegram!
Подписаться
02.12.2022
62 919

Антивозрастной препарат продлевает жизнь, но только одному полу

5.5

Найти лекарство от старости — заветная мечта человечества, но вполне может оказаться, что для мужчин и для женщин их придется разрабатывать по отдельности. Во всяком случае, один из самых многообещающих антивозрастных препаратов, рапамицин, по-разному воздействовал на самцов и самок дрозофил, продлив жизнь одним и не повлияв на других.

Плодовые мушки могут помочь «нащупать» путь к комфортной старости / © K. Link/Max Planck Institute for Biology of Ageing

Продолжительность жизни у женщин заметно выше, чем у мужчин: например, в России, по данным Росстата, женщины в среднем живут на десять лет дольше мужчин. Однако в каждой бочке меда найдется ложка дегтя: в старости женщины чаще мужчин страдают от возрастных заболеваний и побочных реакций на принимаемые лекарства.

Таким образом, долгосрочная цель исследователей — сделать так, чтобы мужчины жили так же долго, как женщины, а женщины в старости были такими же здоровыми, как мужчины. Но для этого ученым нужно понять, откуда берутся различия в межполовых механизмах старения.

Ученые из Института биологии старения Общества Макса Планка (Германия) и Университетского колледжа Лондона (Великобритания) изучали воздействие рапамицина — перспективного антивозрастного препарата — на самцов и самок дрозофил. Известно, что рапамицин замедляет клеточный рост и подавляет активность иммунной системы, что используется при лечении рака и трансплантации внутренних органов.

Оказалось, у дрозофил, которым скармливали рапамицин, замедлились возрастные патологии кишечника и увеличилась продолжительность жизни почти на две недели — большой срок для существ, в среднем живущих два-три месяца. Однако такой эффект наблюдали только у самок мух. Самцы дрозофил — как получавшие рапамицин, так и сидевшие на «контрольной» диете — прожили одинаково долго (к слову, несколько меньше «контрольных» самок).

Ученые связывают результаты исследования с возросшей аутофагией — процессом удаления клеточных отходов — в кишечнике самок, получавших рапамицин. У самцов уровень аутофагии изначально выше, поэтому воздействие препарата не улучшило состояние их кишечника.

Аналогичные результаты получили на лабораторных мышах, которые филогенетически уже гораздо ближе к человеку, чем дрозофилы. Иными словами, если рапамицин все же будут применять как антивозрастной препарат для людей, скорее всего, положительный эффект обнаружат только женщины, тогда как мужчинам он не поможет.

Исследование опубликовано в журнале Nature Aging.