24.09.2021
5 048

Ученые нашли причину усталости беременных

3.7

Эксперименты с самками мышей показали, что играет ключевую роль в подавлении физической активности на ранних сроках беременности.

Кадр из фильма «Июньский жук»
Кадр из фильма «Июньский жук», 2005 / © Getty Images

Усталость во время беременности — распространенное явление, особенно в первом и третьем триместре. Некоторые женщины могут ощущать изнеможение в течение всего этого периода, в то время как другие счастливицы чувствуют себя как ни в чем не бывало. Научное обоснование усталости будущих матерей нашли ученые из Университета Отаго, работа которых опубликована в журнале eLife.

Узнать причину помогли эксперименты с лабораторными мышами. В распоряжение самок предоставили беговое колесо: перед спариванием они пробегали на нем от семи до 13 километров. Однако уже в первый день беременности дистанция упала до шести километров — и продолжала снижаться на протяжении всего времени ожидания потомства, в итоге достигнув 500 метров. При этом в процессе выкорма матери тоже не горели желанием бегать в колесе.

Как выяснили ученые, ключевую роль в этом играет гормон пролактин. Его выделяет гипофиз — железа внутренней секреции, расположенная в основании черепа и ответственная за метаболизм, процессы роста и развития организма. Пролактин не только контролирует выработку половых гормонов и участвует в формировании полового влечения, но еще — главное — обеспечивает нормальное течение лактации.

«Этот гормон имеет решающее значение для выработки молока, и мы ранее знали, что он также важен для взаимодействия между матерью и ребенком. Но то, что пролактин может влиять и на поведение, в частности физическую активность во время беременности, не подозревали. <…> Мы подтвердили, что высвобождение пролактина, вызванное спариванием, приводит к заметному снижению активности у мышей на ранних сроках беременности, и этот подавляющий эффект сохраняется на протяжении всей беременности и в первые несколько дней лактации», — рассказал анатом Шэрон Лэдман, руководитель исследования.

До родов уровень этого гормона повышается от 10 до 20 раз. После рождения младенца он остается высоким, если женщина кормит грудью, либо в противном случае вскоре возвращается к норме. Причем избыток пролактина может вызвать выработку грудного молока у мужчин и женщин, которые не ждут ребенка (в первом случае это порой означает снижение полового влечения и эректильную дисфункцию, во втором — проблемы с менструацией и бесплодие). Кроме того, если уровень пролактина стабильно высокий, есть риск, что речь идет о пролактиноме — незлокачественной опухоли гипофиза.

Дополнительные эксперименты показали, что введение пролактина резко снижает подвижность и у небеременных самок грызунов. Делеция рецепторов этого гормона предотвращало его эффекты, а их удаление из переднего мозга полностью устраняло подавление физической активности.

Так или иначе, тот факт, что гормон влияет на активность беременных, вероятно, стоит считать «пережитком эволюционного прошлого»: раньше ресурсов было не так много, как сегодня, поэтому женщины берегли энергию на будущее. Однако в современном мире это может быть чревато, например, набором избыточного веса и рисками для вынашивания ребенка.