22 мая
23 446

Паразиты травоядных оказались союзниками растений

4.4

Распространяясь в популяциях крупных жвачных животных, паразиты незаметно оказывают мощное влияние на целые экосистемы, позволяя растительности спокойно развиваться и процветать.

©Jeff Kerby, Washington University in St. Louis

Травоядных нередко поражают паразиты, подолгу живущие в кишечнике хозяина, не убивая его, а лишь ослабляя. Со стороны заметить распространение таких паразитов бывает непросто, однако оно может иметь неожиданно глубокое влияние на целые экосистемы. Так, нематоды, селящиеся в кишечнике северных оленей, снижают их аппетит и позволяют тундровой флоре лучше расти. Это показала работа американских ученых, статья которых опубликована в журнале PNAS.

Состояние экосистем определяется сложной сетью взаимодействий между представителями разных видов. Влияние многих из них может проявляться не напрямую – например, хищники, сокращая популяции растительноядных животных, могут стимулировать рост растений. Такой же эффект способны оказывать и паразиты, распространяясь среди крупных жвачных животных. За эпидемиями, которые выкашивают целые популяции, следует бурное распространение зелени.

Однако далеко не все паразиты приводят к гибели хозяина. Многие из них лишь ослабляют животное, и оценить их влияние на экосистемы в целом намного сложнее. Чтобы проделать такую работу, Аманда Кольц (Amanda Koltz) из Вашингтонского университета в Сент-Луисе и ее коллеги обратились к отношениям крупных жвачных животных и нематод Ostertagia ostertagi, которые паразитируют в кишечнике северных оленей, коров и лошадей.

Ученые использовали данные предыдущих исследований, которые отслеживали влияние нематод на численность, состояние, размножение, распространение и питание северных оленей. Это позволило смоделировать баланс между численностью и биомассой популяций паразитов, жвачных и растений, показав, что и такие нелетальные болезни могут иметь огромное воздействие на экосистемы. Моделирование показало, что нелетальные хронические паразитические инфекции ведут к сокращению популяций и ослаблению животных, уменьшают их среднюю массу и запасы жира. Все это сопровождается увеличением растительной биомассы на пространстве, на котором пасутся эти стада.

Результаты подтвердил обзор прошлых работ, посвященных отношениям паразитов и 18-ти других видов крупных жвачных. «Все три типа вреда, который наносят паразитические инфекции – а именно, снижение выживаемости, активности питания и воспроизводства – могут создавать целый каскад эффектов, – отмечают авторы работы, – Коротко говоря, болезни растительноядных важны для растений».