Инъекция водорослей поможет телу вырабатывать кислород на свету — Naked Science
Васильев1 Сергей

Инъекция водорослей поможет телу вырабатывать кислород на свету

Впрыснутые в головастиков водоросли сделали их сосуды зелеными и стали источником свежего кислорода.

Из-за массы клеток цианобактерий тело головастика стало зеленым
Из-за массы клеток цианобактерий тело головастика стало зеленым / ©Suzan Özugur, Hans Straka

Команда нейробиолога из Мюнхенского университета имени Людвига и Максимилиана Ганса Страка (Hans Straka) занимается поиском методов срочной поддержки для клеток, лишившихся притока достаточных количеств кислорода – например, нейронов в результате инсульта. Новый необычный подход ученые нашли почти случайно: «Поначалу, это звучит даже смешно, – сказала одна из авторов работы. – Но если это работает, то почему б и нет»?

На проходящей в Чикаго ежегодной встрече Общества нейронаук ученые сообщили об экспериментах с инъецированием клеток водорослей в сосуды головастиков обычной шпорцевой лягушки. Водоросли использовались как эукариотические – хламидомонады Chlamydomonas reinhardtii, – так и прокариотические, – цианобактерии Synechocystis. При достаточном количестве света, проходящего сквозь полупрозрачное тело головастиков, они начинали активно фотосинтезировать и выделять кислород, заодно придавая сосудам животного необычную зеленую окраску.

Клетки цианобактерий в просвете сосуда / ©Suzan Özugur, Hans Straka

Понижая содержание кислорода в окружающей среде, ученые отследили момент, в который из-за его нехватки зрительные нервы головастиков прекращали передачу сигналов. В этот момент, включая свет, авторы запускали фотосинтез – и нейроны, получая кислород от водорослей, снова возвращались к работе. По мнению Ганса Страки, когда-нибужь в будущем «инъекция водорослей» может найти применение не только в помощи пациентам, но и для поддержки космонавтов в ходе длительных миссий в открытом космосе.

Впрочем, даже если это будущее настанет, случится это еще очень нескоро. Пока что неизвестно, как долго водоросли смогут выживать в сосудистой системе, как на них отреагирует организм – и каким образом они смогут получать освещение, необходимое для фотосинтеза и производства кислорода.