В Японии нашли осколки недавно упавшего метеорита — Naked Science
Мария Кривоченко

В Японии нашли осколки недавно упавшего метеорита

Национальный музей природы и науки Японии сообщил, что объект, который видели в небе над Токио в начале месяца, оказался метеоритом. Он упал в соседней префектуре, расколовшись на две части.

Фрагменты метеорита / © Национальный музей природы и науки

Второго июня жители Токио заметили в небе яркосветящийся шар. Он пролетел над городом, а потом исчез, после чего люди услышали сильный хлопок, который некоторые приняли за взрыв. Шаром оказался метеорит, упавший в Нарасино, в 30 километрах от столицы. Осколки обнаружила жительница города неподалеку от своего дома. Узнав о происшествии в Токио, она сохранила его, думая, что это могут быть части метеорита.

Затем их передали для изучения в Национальный музей природы и науки. Специалисты проанализировали их и обнаружили изотопы алюминия, натрия и марганца, которые остались после бомбардировки космическими лучами. Поскольку у некоторых изотопов период полураспада составляет всего несколько дней, ученые смогли подтвердить, что камни были частями упавшего недавно метеорита. О результатах анализа они сообщили на официальной странице в Twitter.

Огненный шар, пересекающий небо, кадры из Хирацуки, префектура Канагава / © Дайчи Фуджи, городской музей Хирацуки

Первоначально объект имел диаметр в несколько сантиметров, но раскололся во время удара. Фрагменты весят 63 и 70 граммов соответственно. Большой осколок стал коричневым: металл, содержащийся в нем, проржавел от дождя. Расчеты показали, что первоначально сквозь атмосферу прошел метеороид диаметром 1,6 метра и весом 5,5 тонны. По информации японской сети SonotaCo, тело вошло в плотные слои газовой оболочки Земли на скорости 15 километров в секунду. Энергия взрыва составила 150 тонн в тротиловом эквиваленте.

Музей планирует зарегистрировать находку, названную «Нарасино», в Метеоритном обществе. Если ее примут, то это будет 53-й метеорит, замеченный в Японии. Последние известные случаи зафиксировали в 2018-м, когда осколок упал на частный дом в городе Комаки, и годом ранее. Тогда астрономы выяснили, что метеорит, падение которого японцы наблюдали в апреле 2017-го, оказался частью гигантского астероида 2003 YT1.

Шум, который услышали в Токио во время падения метеорита, — достаточно редкое явление. Обычно такое бывает, если тело было очень ярким и взорвалось достаточно низко над Землей (примерно на высоте 50 километров). Национальная астрономическая обсерватория Японии сообщила, что люди редко что-то слышат, хотя в среднем каждый месяц специалисты наблюдают несколько огненных шаров. По данным Американского метеоритного общества, ежедневно в атмосфере Земли оказываются несколько тысяч метеорных тел. Большинство из них не замечают, так как эти тела сгорают днем, а осколки зачастую падают в океан или на необитаемые территории.