Ученые зафиксировали необычную активность черной дыры в центре Млечного Пути — Naked Science

Ученые зафиксировали необычную активность черной дыры в центре Млечного Пути

Яркость этой черной дыры увеличилась в целых 75 раз.

pulsinglight

Сверхмассивная черная дыра Стрелец А*, располагающаяся в самом центре Млечного Пути, на расстоянии 25 тысяч световых лет от Земли, и обычно представляющая собой пассивно мерцающий объект, стала в 75 раз ярче. Как заявил астрофизик из Калифорнийского университета Туан До, работающий в Обсерватории Кека на Гавайях, такого явления не было зафиксировано за все 20 лет изучения Стрельца А*.

Подробнее об исследовании можно прочитать на сайте препринтов arXiv.org.

По словам ученого, вечером 12 мая он заметил необычайно яркое пятно и сначала решил, что свет излучает звезда S2, соседствующая со Стрельцом А*. Однако вскоре он понял, что свет исходит именно от черной дыры.

На видео, опубликованном До, заметна яркая светящаяся точка — это пыль и газ, циркулирующие вокруг Стрельца А*.

Как предположил астрофизик, причиной такого свечения стало то, что годом ранее соседка Стрельца А* S2 вращалась вокруг черной дыры: это могло нарушить диск газа вокруг черной дыры, в результате чего он нагрелся. Либо черной дыры достигла часть облака газа G2, которое сблизилось с ней на опасное расстояние еще в 2014 году.

«Вероятно, звезда S2, когда она прошла вблизи черной дыры в прошлом году, изменила метод, посредством которого газ попадает в черную дыру, поэтому сейчас на него начало поступать больше газа», — добавил ученый.

Способ точно узнать, в чем причина таких изменений в яркости черной дыры, — получить больше данных. И, как сообщили ученые, в ближайшие недели они будут заниматься более подробными наблюдениями, чтобы выяснить, что произошло со Стрельцом А*.

Upd. Позже данные американских астрофизиков о необычной активности Стрельца А* подтвердили наблюдения с российско-немецкой космической обсерватории «Спектр-РГ», которая была запущена 13 июля этого года. Как заявили представители российской госкорпорации «Роскосмос», черная дыра «в последнее время начала демонстрировать яркие вспышки».

Ученые продолжат наблюдения за объектом. Кроме того, другие аппараты, среди которых — Chandra, NuSTAR, Integral, — пока только наводят на центр Млечного Пути.

На прошлой неделе астрономы, изучающие гравитационные волны, разработали новую модель, которая может помочь отследить происхождение систем тяжелых черных дыр во Вселенной.

Эксперименты показали, что кошки могут передавать SARS-CoV-2 друг другу, что создает новый и потенциально важный канал распространения вируса и среди людей — через их домашних животных.

На поверхности Ганимеда, самого большого спутника во всей Солнечной системе, обнаружены следы самого большого ударного кратера, диаметр которого достигает 7800 километров.

Во многих из нас с рождения заложены качества, которые помогают лучше конкурировать в обществе: красота, интеллект, эффектная внешность или физическая сила. Из-за успехов генетики начинает казаться, что скоро нам станет доступно то, что ранее не было подвластно, – «проектировать» людей еще до их рождения. Задавать нужные качества, если они не даны природой, предопределяя столь нужные в жизни возможности. Так мы поступаем с машинами и другими неодушевленными предметами, но сейчас, когда геном человека расшифрован и мы уже учимся его редактировать, кажется, что мы все ближе к появлению так называемых «дизайнерских», «спроектированных» детей. Так кажется или это вскоре станет реальностью?