12.08.2019
18 737

Ученые зафиксировали необычную активность черной дыры в центре Млечного Пути

Яркость этой черной дыры увеличилась в целых 75 раз.

pulsinglight

Сверхмассивная черная дыра Стрелец А*, располагающаяся в самом центре Млечного Пути, на расстоянии 25 тысяч световых лет от Земли, и обычно представляющая собой пассивно мерцающий объект, стала в 75 раз ярче. Как заявил астрофизик из Калифорнийского университета Туан До, работающий в Обсерватории Кека на Гавайях, такого явления не было зафиксировано за все 20 лет изучения Стрельца А*.

Подробнее об исследовании можно прочитать на сайте препринтов arXiv.org.

По словам ученого, вечером 12 мая он заметил необычайно яркое пятно и сначала решил, что свет излучает звезда S2, соседствующая со Стрельцом А*. Однако вскоре он понял, что свет исходит именно от черной дыры.

На видео, опубликованном До, заметна яркая светящаяся точка — это пыль и газ, циркулирующие вокруг Стрельца А*.

Как предположил астрофизик, причиной такого свечения стало то, что годом ранее соседка Стрельца А* S2 вращалась вокруг черной дыры: это могло нарушить диск газа вокруг черной дыры, в результате чего он нагрелся. Либо черной дыры достигла часть облака газа G2, которое сблизилось с ней на опасное расстояние еще в 2014 году.

«Вероятно, звезда S2, когда она прошла вблизи черной дыры в прошлом году, изменила метод, посредством которого газ попадает в черную дыру, поэтому сейчас на него начало поступать больше газа», — добавил ученый.

Способ точно узнать, в чем причина таких изменений в яркости черной дыры, — получить больше данных. И, как сообщили ученые, в ближайшие недели они будут заниматься более подробными наблюдениями, чтобы выяснить, что произошло со Стрельцом А*.

Upd. Позже данные американских астрофизиков о необычной активности Стрельца А* подтвердили наблюдения с российско-немецкой космической обсерватории «Спектр-РГ», которая была запущена 13 июля этого года. Как заявили представители российской госкорпорации «Роскосмос», черная дыра «в последнее время начала демонстрировать яркие вспышки».

Ученые продолжат наблюдения за объектом. Кроме того, другие аппараты, среди которых — Chandra, NuSTAR, Integral, — пока только наводят на центр Млечного Пути.

На прошлой неделе астрономы, изучающие гравитационные волны, разработали новую модель, которая может помочь отследить происхождение систем тяжелых черных дыр во Вселенной.