Разрыв шаблона: астрономы наглядно показали, что Млечный Путь не плоский, а изгибается — Naked Science

Один из способов увидеть изгиб Млечного Пути — отразив видимый с Земли профиль галактики перпендикулярно оси вращения / ©Adrian Price-Whelan, 2MASS

Нет, большинство астрономов и так знали, что Млечный Путь изгибается, просто почти на всех иллюстрациях этот факт опускают для простоты или за неимением точных данных. Однако американские ученые из Виргинского университета создали новую визуализацию, отражающую реальное положение дел. Как пишет портал Phys.org, эта работа — часть широкомасштабного исследования «Слоановский цифровой небесный обзор» (SDSS). Визуализацию впервые показали в рамках 237-го собрания Американского астрономического общества (AAS).

Наличие изгиба в плоскости спиральных галактик обнаружили давно — одновременно с первыми детальными наблюдениями подобных объектов. Точные причины возникновения таких волн достоверно не известны. Наиболее логичной выглядит модель, в которой их вызывает гравитационное воздействие другой галактики, оказавшейся рядом на сравнительно небольшом расстоянии. Такое взаимодействие проходит, галактики удаляются друг от друга или становятся спутниками, а звезды внутри них еще долгое время двигаются по изменившимся траекториям. Млечный Путь повстречался с таким возмутителем спокойствия около трех миллиардов лет назад — совсем недавно по космологическим меркам.

Чтобы увидеть в своей Галактике такой изгиб, ученым пришлось изрядно потрудиться. Использовали сразу два набора данных: с эксперимента APOGEE обсерватории Апачи-Пойнт в штате Нью-Мексико (США) и результаты работы европейского орбитального телескопа Gaia. Впечатляющая визуализация изгибающейся галактики — не просто красивое видео. Это прямой продукт трехмерной картографии Млечного Пути, сложнейшей работы по определению точного положения в пространстве сотен тысяч звезд.

Сильнее всего деформированная спиральная галактика из известных — UGC 3697, носящая неофициальное название «Знак интеграла» (Integral Sign) за свою форму / ©NRAO, AUI, NSF

В рамках APOGEE телескоп с 2,5-метровым зеркалом на протяжении почти десяти лет изучал спектры 100 тысяч красных гигантов Млечного Пути. Это позволило не только определить их состав, но и установить возраст звезд, а также некоторые особенности движения. Затем эти данные объединили с информацией, полученной аппаратом Gaia. Благодаря нему, в свою очередь, астрономы знают точное расстояние от Земли до миллионов звезд. В результате сопоставления удалось сформировать пространственную карту положения светил и увидеть, как они колеблются, словно на гигантской волне.