Астрономы обнаружили древние звезды-кристаллы — Naked ScienceNaked Science
10 января
Naked Science

Астрономы обнаружили древние звезды-кристаллы

Ученые подтвердили гипотезу о замедленной эволюции белых карликов, многие из которых превратились в гигантские космические кристаллы.

crystal0

Средних размеров звезды, включая наше Солнце, завершают свою эволюцию в виде тусклых белых карликов, компактных и погасших. В таком состоянии они могут находиться миллиарды лет, и белые карлики составляют немалую часть звездного населения Галактики. Плотность их в миллионы раз превышает плотность «обычной» звезды, а в ядре достигает 10 млн г/см3.

Еще полвека назад было предположено, что при непрерывном понижении температуры после остановки термоядерных реакций в плотном ядре белых карликов может идти кристаллизация атомов углерода и кислорода. Процесс происходит с выделением энергии и способен подогревать старую звезду, замедляя ее старение и остывание.

Эту гипотезу рассмотрели Пьер-Эммануэль Трембле (Pier-Emmanuel Tremblay) и его коллеги из Уорикского университета. В статье, опубликованной в журнале Nature, ученые сообщают о наблюдениях за более чем 15 тысячами белых карликов, которые были замечены европейским космическим телескопом Gaia на расстояниях до 300 световых лет от Солнца.

Исходя из цвета и светимости звезд, авторы установили их температуры и возрасты, а затем сравнили их распределение с предсказаниями теоретических моделей. Работа подтвердила избыток сравнительно молодых белых карликов – по оценкам астрономов, в некоторых старение звезды замедлилось на целых 2 млрд лет. Подпитывает их энергия кристаллизации.

Ядра белых карликов сложены, в основном, углеродом, кислородом и другими «металлами». Под действием огромного давления их атомы теряют внешние электроны и сжимаются в чрезвычайно плотную, положительно заряженную жидкость. И как только температура в ядре такой звезды снижается до определенного уровня (порядка 10 млн °С), жидкость начинает кристаллизоваться.

«Все белые карлики кристаллизуются на определенной стадии своей эволюции, – говорит Пьер-Эммануэль Трембле. – Это значит, что миллиарды белых карликов в нашей Галактике уже завершили этот процесс и практически целиком превратились в кристаллические сферы. Само Солнце станет кристаллическим белым карликом через 10 млрд лет».

По мнению некоторых нейробиологов, созданные человеком органоиды способны испытывать «бесконечный ужас» от осознания того, что они существуют отдельно от тела. И это нужно срочно прекратить.