12.01.2016
Редакция Naked Science

Ученые выяснили, откуда возник приписываемый пришельцам внеземной сигнал «Wow!»

Ученые рассказали о том, откуда возник таинственный внеземной сигнал «Wow!», который нередко приписывают инопланетной цивилизации.

lookfor

Сигнал «Wow!» (в русских публикациях – «Ого-го!»), не одно десятилетие привлекает внимание ученых. Он является одним из немногих «свидетельств инопланетного разума», которые всерьез обсуждаются специалистами всей планеты.

Эта история началась 15 августа 1977 года, когда исследователь Джерри Эйман (Jerry Ehman) зафиксировал сильный узкополосный космический радиосигнал. Радиосигналы прослушивались в рамках проекта SETI, целью которого и явилось выявление чего-то подобного. Проанализировав такие показатели, как полоса передачи и соотношение сигнал/шум, Эйман поразился тому, как сильно полученный результат совпадал с ожиданиями. Он обвел код 6EQUJ5 и подписал сбоку «Wow!».

С тех пор немало воды утекло: версия об активности инопланетной цивилизации не нашла поддержки среди ученых, но и опровергнута полностью не была. Теперь же астрономы из США заявили, что они нашли объяснение сигналу. Выводы были опубликованы в издании Journal of the Washington Academy of Sciences, а краткий обзор содержится в New Scientist.

Ученые объясняют сигнал воздействием комет 266P/Christensen и P/2008 Y2 (Gibbs). Их транзит можно было наблюдать с 27 июля по 15 августа 1977 года в окрестности группы звезд Chi созвездия Стрельца. Ядра этих небесных тел окружают водородные облака, имеющие радиус несколько млн км. По мнению ученых, сигнал мог быть зарегистрирован именно из-за излучения этих облаков. Ранее данная гипотеза не рассматривалась потому, что описанные небесные тела удалось выявить только после 2005 года. Следовательно, в прошлые десятилетия ученые их не учитывали.

Не все согласны с этими выводами. В Лаборатории реактивного движения NASA указывают на то, что это излучение с учетом длины волн очень нехарактерно для кометного облака. Новая гипотеза может быть подтверждена в 2017 году: именно тогда состоится транзит 266P/Christensen и P/2008 Y2 (Gibbs).

Примечательно, что ничего похожего на этот сигнал так и не удалось обнаружить после долгих лет поиска. В этой связи можно вспомнить и мнение самого Эймана, обнаружившего «послание пришельцев». «Мы должны были увидеть его снова, когда поискали его еще пятьдесят раз. Что-то наводит на мысль, что это был сигнал земного происхождения, который попросту отразился от какого-нибудь куска космического мусора», – сказал в свое время исследователь. Впрочем, ни Эйман, ни другие исследователи так и не смогли впоследствии это подтвердить.