02.12.2016, 13:14
Naked Science

Ученые нашли новый тип памяти

Международная группа ученых обнаружила в мозге человека «буфер», в котором хранится информация при переходе из кратковременной в долговременную память. Результаты работы представлены в журнале Science.

f83e8644149983

Условно память подразделяется на кратковременную, или рабочую, и долговременную. Первая отвечает за хранение информации, необходимой для выполнения текущих действий. В случае, если информация важна, происходит консолидация — переход воспоминаний в долговременную память. Прошлые работы показали, что работа кратковременной памяти может быть основана не только на повышении активности нейронов, но и изменении силы синапсов. При этом изменяется содержание ионов кальция в пресинаптическом пространстве.

Ученые из Висконсинского университета в Мадисоне и других учреждений попытались «отследить» воспоминания в момент, когда они уже не кодируются активностью нейронов, но еще не попали в долговременную память. На первом этапе добровольцам показывали изображения с точками, словами или лицами. Затем два изображения показывали одновременно и просили сосредоточиться на одном из них. Активность мозга испытуемых измерялась путем функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) и электроэнцефалографии (ЭЭГ).

Дизайн эксперимента. / Nathan S. Rose et al., Science, 2016

Во время демонстрации двух изображений нейронная активность, которая соответствовала «лишнему» стимулу, угасала на фМРТ, но сохранялась на ЭЭГ. При этом участники могли без труда вспомнить «забытый» стимул. Чтобы проследить его путь, на следующем этапе эксперимента ученые использовали транскраниальную магнитную стимуляцию (ТМС) — она позволяет неинвазивно стимулировать кору мозга короткими магнитными импульсами. Затем, как и на втором этапе, испытуемым вновь предъявляли пары изображений.

После того, как нейронная активность «забытого» стимула угасала, мозг добровольцев стимулировали методом ТМС. Результатом процедуры стало возвращение фМРТ-метки «забытого» стимула. Реакция была более выраженной, когда авторы прицельно стимулировали участок мозга, соответствующий «лишнему» стимулу. По мнению ученых, это подтверждает наличие в мозге, помимо «классической» рабочей памяти, другого ее типа — «приоритетной долговременной памяти». На чем основана ее работа, пока неизвестно.