У Земли нашли облака-спутники

У Земли нашли облака-спутники

Команда астрономов и физиков подтвердила существование облаков Кордылевского, в которых ученые сомневались последние 60 лет.

kordiclouds1

Ученые из Венгрии подтвердили присутствие двух пылевых облаков в полу-устойчивых точках всего в 400 тысячах километров от Земли. Впервые об облаках сообщил польский астроном Казимеж Кордылевский в 1961 году, в честь которого их и назвали. Новая работа опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

У системы Земля — Луна есть пять точек стабильности, в которых гравитационные силы сохраняют относительную позицию находящихся в них объектах. Две из этих так называемых точек Лагранжа, L4 и L5, формируют равносторонний треугольник с Землей и Луной и движутся вокруг Голубой планеты во время движения ее спутника по своей орбите.

L4 и L5 не совсем стабильны, так как их возмущает гравитационное воздействие Солнца. Тем не менее считается, что в этих местах может собираться межпланетная пыль — по крайней мере временно. В 1961 году Кордылевский наблюдал два близлежащих пылевых кластера в L5. С тех пор о них сообщали неоднократно, но из-за бледности облаков их сложно зарегистрировать, поэтому многие ученые сомневались в их существовании.

Образец угловой поляризации неба близ точки L5 системы Земли — Луны. Яркое красное пятно — центральный регион облака Кордилевского. Прямые линии — следы спутников / © J. Slíz-Balogh

В своей работе команда венгерских ученых под руководством Габора Хорвата из Университета им. Этвёша Лоранда смоделировала облака Кордылевского, чтобы оценить, как они формируются и как их можно зарегистрировать. Исследователей интересовало их появление при помощи поляризационных фильтров, передающих свет с определенным направлением осцилляции. Рассеянный или отраженный свет всегда имеет меньшую поляризацию, в зависимости от угла рассеивания или отражения.

Затем астрономы занялись поиском пылевых облаков. Подключив к объективу и ПЗС-матрице систему фильтров с линейной поляризацией, они провели исследования точки L5 в частной обсерватории Слиз-Балога в Венгрии на предмет присутствия в ней облака Кордылевского.

Полученные изображения показали, что поляризованный свет отразился от пыли, значительно расширившись за пределы поля зрения объектива. Наблюдаемая картина соответствует прогнозам тех же ученых, сделанным в более ранней работе, а также совпадает с другими наблюдениями облаков Кордылевского, проведенными 60 лет назад. Группа Хорвата сумела исключить оптические артефакты и другие эффекты. Другими словами, они подтвердили присутствие пылевого облака.

Учитывая стабильность точек L4 и L5, они считаются потенциальными пунктами обращения космических зондов, а также могут быть подходящими для перегрузочных станций для миссий более глубоких исследований Солнечной системы. Кроме того, есть предложения по хранению в этих точках загрязняющих веществ. Дальнейшие исследования L4 и L5 и связанных с ними облаками Кордылевского сосредоточатся на изучении их стабильности и потенциальной опасности для оборудования и астронавтов.