Тихоходки пережидают засуху, покрываясь слоем «стеклянных» белков — Naked Science

Тихоходки пережидают засуху, покрываясь слоем «стеклянных» белков

Чемпионы по выживанию, крошечные тихоходки способны переносить любые невзгоды. Они выдерживают по полтора года в жидком кислороде (?193 °C) и час в кипящей воде, излучение в тысячу раз сильнее смертельного для человека, давление в тысячи атмосфер, космический вакуум, а в отсутствие воды просто впадают в анабиоз и проводят так десятки лет. Недавно ученые раскрыли некоторые новые механизмы их потрясающей устойчивости.

11b

На ежегодной встрече Американского общества клеточной биологии Томас Бутби (Thomas Boothby) рассказал об обнаружении весьма необычного механизма, помогающего тихоходкам пережидать многолетние засухи. По словам Бутби, в их клетках производятся особые белки, которые в водном растворе остаются неупорядоченными. Однако, если влаги становится недостаточно, они «стекленеют», накрепко соединяясь друг с другом и формируют нечто вроде каркаса, который, как муху в янтаре, закрепляет и сохраняет клеточные структуры.

Как только вода появляется, она растворяет эти белки, и биохимическая машинерия клетки снова начинает работу. Ученые показали, что именно наличие этих белков определяет способность тихоходок переносить долгие периоды засухи, впадая в анабиоз: животные со сниженным их синтезом оказались куда менее устойчивы.

Особенно интересно то, что, по данным Бутби и его коллег, аналогичные белки можно найти и в клетках HeLa – линии человеческих клеток, которые были получены еще в 1950-х, размножены, мутировали и до сих пор служат обычным объектом исследований в молекулярной биологии. В HeLa они также растворены, однако при высушивании концентрируются в определенных частях клетки, видимо, обеспечивая им защиту. Подобным образом они действуют и при внесении соответствующих генов в бактерии или дрожжи. Осталось выяснить, как же все это работает.