Закрыть10

Тихоходки пережидают засуху, покрываясь слоем «стеклянных» белков

Чемпионы по выживанию, крошечные тихоходки способны переносить любые невзгоды. Они выдерживают по полтора года в жидком кислороде (?193 °C) и час в кипящей воде, излучение в тысячу раз сильнее смертельного для человека, давление в тысячи атмосфер, космический вакуум, а в отсутствие воды...

24 дек 2015 Руслан Зораб Комментариев: 0

На ежегодной встрече Американского общества клеточной биологии Томас Бутби (Thomas Boothby) рассказал об обнаружении весьма необычного механизма, помогающего тихоходкам пережидать многолетние засухи. По словам Бутби, в их клетках производятся особые белки, которые в водном растворе остаются неупорядоченными. Однако, если влаги становится недостаточно, они «стекленеют», накрепко соединяясь друг с другом и формируют нечто вроде каркаса, который, как муху в янтаре, закрепляет и сохраняет клеточные структуры.

Как только вода появляется, она растворяет эти белки, и биохимическая машинерия клетки снова начинает работу. Ученые показали, что именно наличие этих белков определяет способность тихоходок переносить долгие периоды засухи, впадая в анабиоз: животные со сниженным их синтезом оказались куда менее устойчивы.

Особенно интересно то, что, по данным Бутби и его коллег, аналогичные белки можно найти и в клетках HeLa – линии человеческих клеток, которые были получены еще в 1950-х, размножены, мутировали и до сих пор служат обычным объектом исследований в молекулярной биологии. В HeLa они также растворены, однако при высушивании концентрируются в определенных частях клетки, видимо, обеспечивая им защиту. Подобным образом они действуют и при внесении соответствующих генов в бактерии или дрожжи. Осталось выяснить, как же все это работает.

Аватар пользователя Андрей Бочаровский