17.11.2017
Редакция Naked Science

Стволовые клетки вернули парализованным крысам способность ходить

Выращенная в лаборатории ткань, содержащая человеческие стволовые клетки, позволила парализованным крысам ходить и вернула чувство осязания конечностям.

o-lab-rat-facebook

Травмы спинного мозга с трудом поддаются терапии; часто они приводят к параличу конечностей. После некоторых травм надежды на восстановление их функции практически нет.

Исследователи из Израильского технологического института Технион ввели человеческие стволовые клетки парализованным мышам, которым ранее разрезали спинной мозг, чем вызвали паралич конечностей. Стволовые клетки, введенные в ткань, развились в клетки нейроглии и начали активно вырабатывать факторы роста нейронов.

Прежде чем ввести стволовые клетки, ученые стимулировали их деление на каркасе, имитирующем костную ткань, и создавали для них среду, в которой развитие стволовых клеток шло по пути дифференциации в клетки нейроглии. В искусственную ткань, полученную на каркасе, также добавляли белки тромбин и фибриноген, стабилизировавшие и поддерживавшие нервные клетки в спинном мозге крыc.

В области возле ранее сломанного позвоночника мышей вводили выращенную на каркасе из стволовых клеток и укрепленную белками ткань, после чего животные демонстрировали быстрое восстановление моторных навыков. Спустя три недели после инъекции стволовых клеток 42% парализованных мышей заново научились стоять и ходить; к 75% вернулась способность прятать лапки и хвост в присутствии пугающего стимула. Крысы из контрольной группы не показали никаких признаков регенерации моторно-двигательного аппарата.

Стоит отметить, что далеко не все крысы, получившие инъекцию стволовых клеток, восстановили активность конечностей; ученым еще предстоит выяснить, почему лечение сработало в одних случаях, но оказалось бесполезным в других. Механизмы восстановления функциональности конечностей остаются невыясненными, поэтому прежде, чем лечение стволовыми клетками будет опробовано на людях, ученым предстоит описать, как именно стволовые клетки способствуют регенерации.

Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Neuroscience.