Стволовые клетки оказались средством от нейропатической боли — Naked Science

Стволовые клетки оказались средством от нейропатической боли

Группа американских биологов обнаружила, что стволовые клетки могут облегчить состояние пациентов с нейропатической болью и дисфункцией мочевого пузыря. Результаты работы представлены в Stem Cells.

Нейропатическая боль — вид боли, которая возникает в результате патологического возбуждения нейронов, но не физической травмы. В частности, такая боль может наблюдаться при повреждениях спинного мозга: на клеточном уровне это выражается в дисфункции гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) — тормозного нейромедиатора. Традиционная терапия нейропатической боли при повреждениях спинного мозга включает в себя применение опиоидов и антидепрессантов, имеющих побочные эффекты.

В новом исследовании ученые моделировали повреждения спинного мозга у мышей, сопровождавшиеся нейропатической болью и дисфункцией мочевого пузыря. После этого в организм животных вводили недифференцированные стволовые клетки, которые должны были дифференцироваться в прекурсор ГАМК — человеческие MGE-подобные клетки. Клетки имплантировались спустя две недели после индуцирования травмы. Подчеркивается, что инъекции осуществлялись не в месте повреждения (центр грудной клетки), но в пояснично-крестцовом сплетении, нервы которого иннервируют нижние конечности.

Результаты показали, что спустя шесть месяцев представленность клеток в спинном мозге подопытных особей значительно возросла. Животные из экспериментальной группы демонстрировали снижение болевой чувствительности и патологического зуда — одного из симптомов дисфункции ГАМК. Так, по сравнению с мышами из контрольной группы, они были менее склонны к длительному расчесыванию.

Улучшение деятельности мочевого пузыря оценивалось по частоте и величине пятен мочи, которые грызуны оставляли на фильтровальной бумаге. В случае особей, получивших инъекцию стволовых клеток, пятна были реже и крупнее, что, по словам авторов, указывает на более эффективное удержание мочи. Кроме того, ученые анализировали объем и напряжение мочевого пузыря животных, что подтвердило положительную динамику в экспериментальной группе.

Как сообщила соавтор работы Альпа Триведи, тот факт, что клетки были имплантированы через две недели после повреждения, немаловажен. Сейчас клинические испытания стволовых клеток фазы I предполагают имплантирование непосредственно после травмы. Тогда как состояние большинства пациентов с повреждениями спинного мозга является хроническим, и возможность отсроченной терапии для них более актуальна.

Эксперименты показали, что кошки могут передавать SARS-CoV-2 друг другу, что создает новый и потенциально важный канал распространения вируса и среди людей — через их домашних животных.

На поверхности Ганимеда, самого большого спутника во всей Солнечной системе, обнаружены следы самого большого ударного кратера, диаметр которого достигает 7800 километров.

Во многих из нас с рождения заложены качества, которые помогают лучше конкурировать в обществе: красота, интеллект, эффектная внешность или физическая сила. Из-за успехов генетики начинает казаться, что скоро нам станет доступно то, что ранее не было подвластно, – «проектировать» людей еще до их рождения. Задавать нужные качества, если они не даны природой, предопределяя столь нужные в жизни возможности. Так мы поступаем с машинами и другими неодушевленными предметами, но сейчас, когда геном человека расшифрован и мы уже учимся его редактировать, кажется, что мы все ближе к появлению так называемых «дизайнерских», «спроектированных» детей. Так кажется или это вскоре станет реальностью?