Средневековые англичане боролись с зомби расчленением

Средневековые англичане боролись с зомби расчленением

Исследователи из Великобритании обнаружили, что жители средневековой Англии деформировали останки умерших людей для защиты от «оживших мертвецов».

Известно, что поселение Уоррам Перси (Wharram Percy), расположенное в графстве Йоркшир на северо-востоке Англии, существовало еще в X веке и к XII веку достигло своего расцвета. Спустя несколько столетий стоимость аренды земли в районе выросла, а пахотные земли, в связи с развитием овцеводства, начали использовать в качестве пастбищ. Вследствие оттока населения к концу XV века деревня Уоррам Перси окончательно опустела и к настоящему времени сохранилась в средневековом виде. Раскопки в заброшенном поселении стартовали в 60-х годах XX века. В ходе работ ученые обнаружили многочисленные человеческие останки, захороненные не на церковном кладбище, но в почве поблизости от жилых домов. Первоначально предполагалось, что находка относится ко временам Римской империи, и кости были перезахоронены жителями поселка.

В новом исследовании специалисты из Саутгемптонского университета, Эдинбургского университета и Комиссии по историческим зданиям и памятникам Англии детально изучили найденные останки. Анализ показал, что кости принадлежали по меньшей мере восьми женщинам и мужчинам разного возраста, а также двум детям двух-четырех лет. На образцах авторы обнаружили ножевые порезы (в основном на костях черепа, ребер и шеи), некоторые кости были сломаны или обожжены. Путем радиоуглеродного анализа исследователи датировали останки X–XIII веками. Захоронение костей в ямах происходило не единовременно, но в течение свыше ста лет.

Фрагмент обгоревшего черепа / ©S. Mays et al., The Journal of Archaeological Science: Reports, 2017

Ученые выдвинули ряд гипотез, объясняющих посмертную деформацию останков и их захоронение не на территории церковной земли. Согласно первой, жители поселения могли употребить умерших в пищу: в Средневековье неурожаи, приводящие к голоданию, не были редкостью. Также умершие могли быть жертвами военных действий или выходцами из других стран. По третьей версии, жители Уоррам Перси могли опасаться того, что умершие могут восстать и нанести вред живым. Чтобы этого не произошло, тела после смерти нарочно калечили.

Фрагменты двух ребер с ножевыми порезами / ©S. Mays et al., The Journal of Archaeological Science: Reports, 2017

Для проверки места рождения умерших авторы оценили соотношение изотопов стронция на их зубах и сравнили их с показателем людей, захороненных на местном кладбище. Согласно результатам, соотношение изотопов в обеих группах было идентичным. Кроме того, на костях погибших во время боя остались бы отметины от топоров или мечей, а не от ножей. Команда также усомнилась в гипотезе о каннибализме: зафиксированные случаи людоедства, в частности в период зимы 1609–1610 годов в Америке, показывают, что при поедании тел товарищей голодные люди добывали из костей их конечностей и позвоночника костный мозг, оставляя шею и голову нетронутыми. У умерших в Уоррам Перси, напротив, была деформирована только верхняя часть тела.

Таким образом, по мнению археологов, умершие, вероятно, были искалечены, поскольку жители поселения боялись восстания мертвых из могил. В средневековой Англии существовало поверье, согласно которому недоброжелательные люди после смерти способны оживать, однако для этого их труп должен сохранить целостность. В случае подтверждения этой гипотезы полученные данные станут первым археологическим свидетельством практики расчленения мертвых с целью не допустить их восстания в Средневековье.

Подробности работы опубликованы в The Journal of Archaeological Science: Reports.

Ранее ученые обнаружили на юге Италии обожженные останки молодой девушки, датированные XV–XVII веками. Место ее захоронения было накрыто тяжелыми каменными плитами — предположительно, таким образом жители района также препятствовали ее оживлению.

Возбудитель коронавируса SARS-CoV-2 при помощи неструктурных белков повреждает гемоглобин — важный транспортный белок человека. Это приводит к усилению воспалительных процессов и появлению «матового стекла» в легких.

В верховьях Амазонки археологи изучили следы обширной сельскохозяйственной культуры, возделывавшей маниок и тыкву еще более 10 тысяч лет назад.

Одомашненные виды, летучие мыши, грызуны и приматы — наиболее вероятные источники будущих вирусных заболеваний человека.