Составлена геологическая карта спутника Юпитера Ганимеда — Naked Science

Составлена геологическая карта спутника Юпитера Ганимеда

Американские геологи благодаря данным, полученным с межпланетного зонда NASA «Вояджер» и европейского зонда «Галилео», составили подробную карту юпитерианского спутника Ганимеда.

pia17901ganymede_globesmain

На основе данных, собранных аппаратами «Вояджер» (за 1979 год) и «Галилео» (за 1995-2003 годы) ученые впервые составили полную геологическую карту спутника Юпитера Ганимеда.

Ганимед один из галилеевых спутников Юпитера, седьмой по расстоянию от него среди всех его спутников и крупнейший спутник в Солнечной системе. Он был открыт Галилео Галилеем 7 января 1610 года с помощью его первого в истории телескопа. Диаметр спутника равен 5268 километрам, что на 2 % больше, чем у Титана (второго по величине спутника в Солнечной системе) и на 8 % больше, чем у Меркурия. При этом масса Ганимеда составляет всего 45 % массы Меркурия, но среди спутников планет она рекордная. Это единственный спутник в Солнечной системе, обладающий собственной магнитосферой.

Эта карта показывает огромное разнообразие геологических деталей Ганимеда и помогает упорядочить кажущийся хаос его сложной поверхности. Эта карта поможет планетологам расшифровать эволюцию этого ледяного спутника и пригодится при отправке зондов к Ганимеду.

– Джеффри Коллинз (Geoffrey Collins) из колледжа Уитон в Массачусетсе (США)

Полная геологическая карта Ганимеда, масштаб которой 150 километров на 1 сантиметр, позволила специалистам опровергнуть некоторые гипотезы о его геологическом прошлом. В частности, то, что на Ганимеде могли быть криовулканы, выбрасывавшие на поверхность планеты воду и лед.

Геологическая карта спутника Юпитера Ганимеда

©YouTube/ NASA Jet Propulsion Laboratory

Специалисты выделяют три основных геологических периода в истории Ганимеда. Первый обусловлен доминированием кратеров, второй – тектонической активностью и третий (в котором спутник пребывает в настоящее время) связан со снижением количества поступающего из недр тепла и новыми кратерами.

В 2022 году ожидается, что к Ганимеду запустят европейский зонд JUICE. А в 2023 году российские исследователи планируют  отправить к юпитерианскому спутнику два исследовательских зонда – посадочный и орбитальный, которые доберутся к Юпитеру через шесть лет. Спустя еще полтора-два года они выйдут на орбиту вокруг Ганимеда.