• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
27.07.2016
sergey oglodkov
1
11 148

Проект Атлантропа: как осушить Средиземное море и зачем это надо

3.6

Если переброска вод сибирских рек с севера на юг кажется вам безумной идеей, то что вы скажете о проекте осушения Средиземного моря и создании Атлантропы – новой части света, способной бросить вызов Америке и Азии?

Средиземное море
©Wikipedia

Предыстория

Средиземное море, разделяющее Европу и Африку, не всегда было таким, каким мы его знаем. Около 6 миллионов лет назад, в миоцене, море несколько раз теряло связь с Атлантическим океаном и становилось изолированным водоемом. Впадающие в него реки не могли восполнить испарение, и оно частично или даже практически полностью высыхало. Также и Сахара, крупнейшая на планете жаркая пустыня, не всегда была такой. Там, где сейчас до горизонта простираются раскаленные пески, около 6 тысяч лет назад была зеленая саванна.

Герберт Уэллс, писатель и публицист, автор фантастических романов, вдохновлявших писателей-фантастов всех времен, в своих «Набросках истории» писал, что Средиземное море последний раз полностью пересыхало совсем недавно: еще во времена неандертальцев. Последние из них жили 25–35 тысяч лет назад. Правда, сейчас ученые не придерживаются этой версии. Но, как считается, эта книга и вдохновила немецкого архитектора и философа Германа Зёргеля на создание его поистине фантастического проекта – объединения Европы и Африки за счет осушения Средиземного моря.

Новые города в представлении художника / ©Maurizio Toccafondi

Первая версия проекта появилась почти 90 лет назад, в 1927 году. Первоначально проект назывался Панропа. Но он не был достаточно проработан и ясен, и в 1929 году появляется более детальный проект Атлантропа. Название новой части света позволяло создать концепцию «трех великих А»: Америки, Азии и Атлантропы. Фантастический мир, где новая часть света могла бы составить конкуренцию остальным.

Детали проекта

Зёргель предполагал перекрыть одной дамбой Гибралтарский пролив и тем самым отгородить море от Атлантического океана, а другой дамбой перекрыть пролив Дарданеллы. Один из вариантов предполагал объединить дамбой Сицилию (к тому моменту соединившуюся бы с «итальянским сапожком») и Африку, чем перерезать море пополам. Средиземное море оказалось бы изолированным водоемом. В результате испарения его уровень должен был бы понизиться примерно на 100 метров. К слову, уровень воды крупнейшего на Земле замкнутого водоема – Каспийского моря – всего на 27,16 метра ниже уровня моря (поверхности Мирового океана). При этом в такие же закрытые от вод Мирового океана водоемы должны были превратиться Мраморное, Черное и Азовское моря. Предполагалось, что площадь Средиземного моря должна была уменьшиться на 20%.

Отступившая вода Средиземного моря должна была оставить после себя 600 тысяч квадратных километров, а это почти как две Италии. Обнажившиеся, никому не принадлежащие целинные земли послужили бы на благо всем европейским народам.

Но морем проект не ограничивался. Вторым полем для экспериментов была пустыня. Сахару предполагалось озеленить благодаря воде из Средиземного моря и создать искусственное Сахарское море. А затопив бассейн реки Конго, создать и Конголезское море, площадь которого была бы в полтора раза больше, чем отвоеванные у Средиземного моря территории.

План Зёргеля предполагал строительство в устьях рек, впадающих в море, и проливах восьми гидроэлектростанций. Самой крупной была бы Гибралтарская ГЭС. Суммарная энергетическая мощность электростанций составила бы 110 ГВт, половина из которых пришлась бы на Гибралтарскую гидроэлектростанцию. К примеру, сегодня общая мощность всех атомных электростанций США только немного меньше – 100,4 ГВт.

Карта мира в случае реализации проекта / ©deviantart.com

Связанные линиями электропередач, идущими от Гибралтарской ГЭС, соединенные автомобильными и железными дорогами, Европа и Африка стали бы новой частью света. Сотни новых городов и тысячи сельскохозяйственных ферм появлялись бы там, где еще недавно плескались морские воды. Строительство плотин должно было занять 10 лет. Великая стройка того времени потребовала бы невиданного количества рабочих – 250 тысяч. Но и они должны были бы работать круглосуточно в четыре смены. Осушение моря заняло бы больше времени. Его уровень за счет испарения понижался бы со скоростью около одного метра в год, обнажая все новые и новые земли. Проект был рассчитан на перспективу, окончательную его реализацию могло бы увидеть только нынешнее поколение.

Техноутопия как альтернатива войне

Появившийся в коротком перерыве между двумя мировыми войнами проект как нельзя лучше олицетворял альтернативу тому будущему, которое еще ожидало Европу.

Вместо похода на Восток для завоевания жизненного пространства Зёргель предлагал поход на Юг. Сразиться предстояло с Природой, а не с народами на восточных границах Европы.

Правда, жителей Африки Зёргель в расчет не брал. До «года Африки», когда большинство колоний континента обрели независимость, оставалось еще несколько десятилетий. Практически весь африканский континент находился в колониальной зависимости от европейских метрополий. Исключение составляли сумевшая сохранить независимость Абиссиния (нынешняя Эфиопия) и основанная бывшими рабами, вернувшимися из Америки, Либерия. Основными колониальными державами были Франция, Великобритания, Италия, Португалия и Бельгия. К слову, родина Германа Зёргеля – Германия – к этому моменту своих африканских колоний лишилась. По Версальскому мирному договору, завершившему Первую мировую войну, германские колонии были поделены между Францией, Бельгией и Великобританией.

Зёргель мечтал, что в результате его преобразований африканская жара отступит и климат Африки станет более подходящим для европейцев. Белые переселенцы расселятся по Черному континенту, так же как за несколько веков до этого европейцы переселялись в испанские и португальские колонии Южной Америки. Новые жители принесут с собой европейский уклад жизни и ценности. Африка срастется с Европой и в географическом, и политическом смысле. Вместе с континентами и европейские народы, объединенные делом освоения Черного континента, станут едины.

Соединенные Штаты Африки и Европы

Идея Соединенных Штатов Европы витала в воздухе еще со времен создания Соединенных Штатов Америки и Великой Французской революции. Ею были одержимы и Наполеон Бонапарт, и Виктор Гюго, и Лев Троцкий, и множество других мыслителей, полководцев и революционеров. Проект архитектора Германа Зёргеля был одной из разновидностей воплощения этой идеи в жизнь.

Проект создания Атлантропы был не только планом изменения природы. Это был политический проект, целью которого было создание Соединенных Штатов Африки и Европы со столицей в возрожденном Карфагене.

Но самостоятельно ни одна страна с таким грандиозным проектом справиться не могла. Народы Европы, по замыслу Зергеля, должны были, забыв все разногласия и обиды, совместным трудом переустроить значительную часть мира. Новая империя, объединившая в себе интеллектуальный потенциал Европы и неисчерпаемые ресурсы Африки, смогла бы противостоять и финансовой мощи Америки, и людскому морю Азии. Она бы не имела нужды ни в сырье, ни в дешевой энергии.

Проект позволил бы решить множество проблем которые стояли перед странами Европейского континента: перенаселенность и безработица, межгосударственные и социальные противоречия, нехватка территорий и ресурсов. Но реализовать его, как он считал, могли только технократы, руководствующиеся в своих действиях только наукой, а не политики, монархи, диктаторы, революционеры и капиталисты, находящиеся у власти. Это, возможно, и было одной из причин, почему проект так и не был реализован.

Критика и поддержка

Как уже было сказано, проект создания Атлантропы не учитывал интересы коренного населения африканского континента. Но жители Африки вряд ли были в курсе масштабных замыслов гениального архитектора. А вот в Европе планы осушения Средиземного моря широко обсуждались. Особенно были возмущены жители Южной Европы. Осушение Средиземного моря полностью бы поменяло уклад их неразрывно связанной с морем жизни. Всего тридцать лет понадобилось бы на то, чтобы море отступило от южных прибрежных городов. Города, жители которых и представить не могли себя без моря, Дубровник и Малага, Ницца и Генуя и многие другие попросту «садились на мель». Только для Венеции, города известного на весь мир своими островами, каналами и средневековой готической архитектурой, было сделано исключение. Обводной канал протяженностью несколько сотен километров должен был вернуть городу ушедшее далеко на юг море.

Но европейские интеллектуалы уже видели идеальные города будущего на новых землях. В работу включились многие известные архитекторы того времени. Новые свободные территории позволяли реализовать поистине фантастические архитектурные замыслы. Просторные города с широкими проспектами, порты, каналы и мосты – целый новый мир.

В течение жизни Герман Зёргель многократно изменял и уточнял свой проект, стараясь соответствовать духу времени. После прихода нацистов к власти в Германии Зёргель рассчитывал на их помощь в реализации проекта. Он искал контакты в верхушке рейха, цитировал в своих работах фюрера, но тщетно. У Гитлера был свой план объединения и расширения Европы. На время Зёргелю пришлось уйти в подполье, ему запретили публиковать статьи, посвященные Атлантропе. После войны интерес к его идеям снова пробудился. Только за период с 1948 по 1950 гг. в печать вышло 183 статьи, посвященные проекту. Его поддерживало немало крупных промышленников, для которых реализация проекта сулила хорошие прибыли. Но денег на грандиозные мероприятия не было, а на горизонте уже восходило солнце другого проекта объединения Европы – известного ныне под именем Европейского союза. Не оставлял Зёргель своей мечты до последнего дня. 4 декабря 1952 года по пути на очередную лекцию об Атлантропе он был сбит автомобилистом, которого так и не нашли. Через несколько дней его не стало. А вместе с ним не стало и его гениальной и одновременно безумной идеи.

Проект Атлантропа / ©wikipedia.org

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Вчера, 11:52
Игорь Байдов

Американская компания JetZero, которая обещает произвести фурор в гражданской авиации, получила сертификат летной годности на испытания уменьшенной копии разрабатываемого ею сверхэффективного реактивного авиалайнера со «смешанным крылом». Предстоящая программа летных испытаний будет направлена на оценку летно-технических характеристик самолета, его устойчивости и управляемости.

Вчера, 16:41
Василий Парфенов

Микроскопические животные тихоходки, известные как водяные медведи, славятся своей стойкостью к самым экстремальным условиям окружающей среды: их не могут гарантированно убить даже 10 дней в открытом космосе. Американские ученые смогли успешно воспроизвести один из механизмов рекордной выживаемости тихоходок в культуре человеческих клеток.

Вчера, 18:54
Александр Березин

На протяжении многих лет посадки деревьев позиционировали как средство борьбы с глобальным потеплением. Однако новое исследование показало существенно более сложную картину: похоже, лесопосадки в норме делают обратную работу, поднимая температуры. Причем в ближайшие десятки лет масштаб такого влияния будет довольно большим.

Вчера, 11:52
Игорь Байдов

Американская компания JetZero, которая обещает произвести фурор в гражданской авиации, получила сертификат летной годности на испытания уменьшенной копии разрабатываемого ею сверхэффективного реактивного авиалайнера со «смешанным крылом». Предстоящая программа летных испытаний будет направлена на оценку летно-технических характеристик самолета, его устойчивости и управляемости.

26 марта
Мария Азарова

Исследователи из Южной Кореи на примере супружеских пар проверили, как длина и состояние волос женщин отражаются на влечении к ним мужчин и частоте половых контактов.

Позавчера, 07:27
Полина

Международная команда исследователей проанализировала гены композитора Людвига ван Бетховена. Если оценивать по ним его способности к музыке, они окажутся невыдающимися.

11 марта
Игорь Байдов

Американская компания Stratolaunch сообщила об успешном завершении летных испытаний прототипа гиперзвукового аппарата Talon-A, оснащенного ракетным двигателем. Во время беспилотного полета планер развил сверхзвуковую скорость.

18 марта
Игорь Байдов

Грузовой самолет будут использовать для перевозки 90-метровых лопастей ветряных турбин, которые невозможно доставить по суше из-за размеров. Предполагается, что этот аппарат произведет революцию в сфере возобновляемых источников энергии.

13 марта
Алиса Гаджиева

Древние переселенцы из Анатолии не только устроили геноцид в Скандинавии, но и одарили выживших новыми болезнями.

[miniorange_social_login]

Комментарии

1 Комментарий

ABDULL 51
03.12.2021
-
0
+
Звучит интересно! Я всегда увлекался идеями по реконструкции природы. Начиная Стальскими мега проектами(которые сразу отменили после его смерти к сожалению), китайская мега платинами(и это прекрасно. В них я вижу невероятные человеческие возможности) и заканчивая Подобными идеями ка Атлантроп. Хотя стоит признать что это невероятная работа, не только строительская, но и научная. Ведь надо знать как это может отразиться на климате, экологию и много другое.
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: