15.06.2015
Редакция Naked Science

После семи месяцев вынужденной «спячки» зонд Philae увидел Солнце и заработал

Европейский космический аппарат Philae, в конце прошлого года совершивший беспрецедентную посадку на поверхность кометы 67Р/Чурюмова – Герасименко, включился и вышел на связь с Землей.

CHdTHfSWoAABBkB

Все мы помним радость, испытанную разработчиками миссии, которой 15 ноября 2014 года удалось впервые в истории мягко опуститься на несущуюся в космосе комету, – и помним, какой недолгой она оказалась. Не найдя надежной опоры для всех своих «конечностей», зонд буквально завалился набок и не сумел подставить свету панели своих солнечных батарей.

Бортовых аккумуляторов хватило ненадолго, и аппарат проработал лишь около 60 часов, успев, впрочем, передать на Землю массу уникальных сведений о комете 67Р/Чурюмова – Герасименко, ее форме и поведении, ландшафте и составе. Однако надежда еще оставалась.

Некоторые специалисты ожидали, что по мере приближения кометы к Солнцу излучения, которое получают солнечные батареи Philae, станет достаточно для его работы, – и, переведя аппарат в режим энергосбережения, стали ждать. Поначалу все выглядело достаточно беспросветно: по расчетам, «очнуться» зонд мог в конце весны, но время шло, а он по-прежнему не реагировал на сигналы с Земли.

Получилось, что надежды оправдались, когда ждать уже почти перестали. 13 июня в официальном twitter-аккаунте Philae появилось сообщение: «Привет, Земля! Меня слышно?» (Hello Earth! Can you hear me?), а также картинка, которую мы вынесли в начало этой заметки. Зонд проснулся и чувствует себя превосходно, получая 24 Вт энергии, вполне достаточные для работы.

Максимальное сближение кометы 67Р/Чурюмова – Герасименко с Солнцем состоится 13 августа, к тому же она развернулась так, что находящийся на ее поверхности зонд все большую часть дня проводит вне тени окружающих скал.